Триллион в фокусе. Гранты укажут на тренды.

Список зарубежных компаний-интеграторов научной информации, представленных в России, недавно расширился. Теперь наряду с Clarivate Analytics и Elsevier с их широко известными базами данных Web of Science и Scopus услуги по анализу глобальных трендов развития науки готова предоставить компания Digital Science, обладающая целым набором аналитических платформ. О стратегии и перспективах работы нового игрока на рынке информационных услуг в научно-технологической сфере рассказал в беседе с корреспондентом “Поиска” генеральный директор Digital Science в Росcии и СНГ, вице-президент по академическим и правительственным связям в макрорегионе EMEA Игорь ОСИПОВ. Разговор начался с вопроса о том, с чем компания пришла в нашу страну и какие принципиально новые возможности она может предложить научной общественности. 

— Digital Science — это молодой глобальный проект, уже присутствующий на трех континентах, — начал разговор И.Осипов. — Он создавался усилиями Holzbrinck Publishing Group —  крупнейшего частного информационного холдинга с немецкими и британскими корнями, владеющего, в частности, издательствами Nature Publishing Group, Springer (с недавнего времени — SpringerNature), MacMillan, несколькими аналитическими инструментами, объединенными внутри Holtzbrinck Digital, в числе которых — уже популярный среди ученых Altmetric. С середины этого года немецкий Holtzbrinck и Digital Science UK открыли российскую компанию Digital Science Россия&СНГ, которой я и руковожу, то есть это не представительство, агентство или офис, а полноценная российская компания, учрежденная на долгосрочной основе. Говоря языком физики, этот проект — открытая система, правила работы которой формируются вместе с научным сообществом. Отмечу, что все решения внутри портфеля компании Digital Science созданы учеными, а потому бизнес-составляющая в нем следует за содержательной, а не наоборот.
— В чем же, собственно, содержание проекта? Какие услуги в России вы будете предлагать?
— Речь идет о целом ряде принципиально новых для научной общественности инструментов. Например, у нас есть уникальная платформа Dimensions, которая предлагает глубокий анализ действующих исследовательских грантов и основана на базе данных по реализованным и актуальным научным грантам, выданным в мире на общую сумму более триллиона долларов. Ничего подобного до сих пор не существовало. Смотрите сами: все крупнейшие научные базы данных в настоящий момент фокусируется на публикациях, учитывая их количество, цитируемость, научную производительность авторов. Dimensions же идет от гранта, то есть начинает анализ науки на более раннем этапе, когда до выхода статей по результатам исследования еще очень далеко. Мы располагаем информацией более чем о трех миллионах грантах, выданных свыше чем 200 крупнейшими фондами мира, то есть можем анализировать научные тренды, возникающие не в тот момент, когда работа сделана и появилась публикация, а в самом начале профинансированного исследования. Таким образом мы видим, кому выдан грант, под какую тему, каков объем финансирования, сколько денег выделяется в мире или конкретной стране на то или иное научное направление. 
— Кого может заинтересовать эта информация?
— На мой взгляд, практическое применение такой аналитики — многостороннее. Она нужна самим ученым, выбирающим тему проекта, ищущим партнеров, а также фондам и государству в целом, например, чтобы не допускать дублирующего финансирования одних и тех же тематик и исследований. А для университетов, НИИ и руководителей, принимающих решения, может быть интересно отслеживать мировые тренды роста и снижения финансирования по тем или иным научным областям, то есть изменения в развитии научных направлений. С моей точки зрения, такая информация уникальна. 
— А что думают по этому поводу в научном сообществе, фондах?
— Выходя на российский рынок, мы постарались оценить предварительное мнение профильной аудитории о наших продуктах. Еще до официальной презентации Digital Science я провел примерно полгода, встречаясь с коллегами из РНФ, Фонда Бортника, РВК, Фонда Сколково, руководителями российских университетов, Российской академии наук, наиболее компетентными наукометристами России, российским экспертным сообществом. Реакция всех коллег была позитивной. 
В ноябре в партнерстве с РНФ мы провели форум “Цифровая наука — мировые тренды и большие данные в российском контексте”, на котором присутствовали представители университетов, финансирующих российскую науку фондов и организаций, включая профильный блок администрации Президента РФ. Целью мероприятия было обсуждение российского и международного опыта управления преобразованиями в сфере науки и инноваций, обмен мнениями по поводу развития научно-технологических платформ в России и мире, работы с открытыми “большими данными” в контексте российских реалий, а также относительно глобальных трендов развития цифровой науки. Многие из участников с энтузиазмом оценили перспективы представляемых нами продуктов. Так, заместитель генерального директора РНФ Сергей Лебедев отметил, что Digital Science позволяет получить информацию от грантополучателей, которая на 1-5 лет опережает публикации и создает новую основу для аналитических обобщений. Он подчеркнул, что престижно быть не только ученым, сделавшим какое-то большое открытие, результаты которого получили громкие отклики в обществе и научном мире, но и инвестором, такого ученого выбравшим и профинансировавшим его исследование. Нам было важно, что в этом контексте он упомянул, что Digital Science позволяет сделать этот выбор более быстрым и точным. 
— За счет чего?
— Платформа Dimensions позволяет, например, автоматизировать процесс создания экспертных советов, чтобы исключить возможный конфликт интересов эксперта и подающего заявку ученого. На форуме шел разговор о цифровой экономике, инфраструктура которой у нас в стране развивается пока фрагментарно. Проект Digital Science в этом смысле предоставляет целый портфель связанных решений. У нас есть открытая идентификационная база GRID, которая представляет собой каталог научно-исследовательских организаций всего мира (свыше 60 тысяч организаций), есть система Altmetric, которая позволяет отследить и измерить активность по научному исследованию, отбирая и анализируя ключевые слова и полезную информацию из огромного числа его онлайн-обсуждений. Все это дает глобальный взгляд на финансирование науки, по сути, речь идет о полноценной цифровой инфраструктуре для ее развития. 
— Я знаю, что ваша компания готовит и целевые аналитические отчеты по тому или иному научному направлению. 
— Действительно, в 2016-2017 годах мы сделали срез по трендам финансирования арктической науки в мире на основе только открытых данных. Была задействована большая рабочая группа, состоящая из ученых университетов России (ДВФУ и СПбГУ), Финляндии, Норвегии, Швеции, Канады, США, представителей всех стран Арктического совета под эгидой международного Университета Арктики. Выяснилось, например, что по количеству выданных грантов по тематике “Арктика” на первое место в мире вышел РФФИ. Еще один интересный и существенный тренд, который мы недавно увидели, — рост количества грантов и объема финансирования в области гуманитарных наук, что наблюдается и во всем мире, и в России.
— А есть в вашем арсенале инструменты, адресованные напрямую ученым?
— Конечно. Можно увидеть, какие темы исследований наиболее востребованы обществом, с кем из коллег стоит создать творческий научный союз. Понятно, что такой вывод сделать можно и по публикациям, но, повторю, анализируя информацию по финансированию, удается определить эти возможности гораздо раньше. Наша задача — дать эту информацию для России и нашего научно-образовательного сообщества.
Беседовала Светлана БЕЛЯЕВА

Нет комментариев