Тонкости сложных. Как защитить результаты творческого труда?

Есть ли смысловая разница между выражениями “точь-в-точь” и “один в один”? При всем желании обнаружить ее сложно. А если речь идет о телепередачах с соответствующими названиями? Попытки выяснить сходство между последними привели к судебным разбирательствам. Как понять, в какой мере копируют друг друга разные телевизионные программы? Оказывается, в этой сфере еще многое не ясно, не разработано, не сформулировано. Подобные пробелы ликвидирует, изучая сложные объекты интеллектуальных прав, заместитель заведующей кафедрой интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина, кандидат юридических наук Елена ГРИНЬ. Исследования молодого ученого поддержаны грантом Президента РФ. Корреспондент “Поиска” задал девушке несколько вопросов о современном творчестве и защите авторских прав.
— В последнее время мы все чаще сталкиваемся с понятием “интеллектуальная собственность” и всем, что с ним связано. Хотелось бы получить информацию на эту тему от специалиста. Что такое интеллектуальные права, объект интеллектуального права? Какие объекты считаются сложными?
— Сфера, в которой я специализируюсь, на мой взгляд, — одна из самых интересных в современной юриспруденции. Человеку свойственно творить. Каждый из нас хотя бы раз в жизни создавал творческий продукт. Даже наше с вами интервью — это объект авторских прав. 
Для того чтобы ввести в курс, скажу, что интеллектуальные права мы можем определять как в объективном (совокупность норм, регулирующих определенные отношения), так и в субъективном смысле — это возможность использовать результаты своего творческого труда (или разрешать их использование другим людям), распоряжаться этими объектами, защищать свои права, а также запрещать их использование.
Сейчас основной закон, регулирующий отношения в сфере интеллектуальных прав, — это четвертая часть Гражданского кодекса РФ. В статье 1225-й приведен перечень результатов интеллектуальной деятельности, начиная от объектов авторских прав (литературные произведения, произведения искусства, фотографии и прочее), смежных прав (права актеров и других исполнителей) и заканчивая объектами патентных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), правами на средства индивидуализации (товарные знаки и иные).
Сложные объекты интеллектуальных прав — это особые результаты творческого труда. Сложными они называются и потому, что в отличие  от традиционных произведений, например, стихотворений или фотографий, состоят из нескольких результатов интеллектуальной деятельности и все вместе образуют единый результат. К сложным объектам интеллектуальных прав принято относить аудиовизуальные произведения (кинофильмы, мультфильмы, сериалы), театрально-зрелищные представления (театральные постановки, балет), мультимедийные продукты (компьютерные игры, виртуальные музеи, интернет-сайты), базы данных.
— Почему возникла необходимость в теоретической концепции сложных объектов интеллектуального права?
— Тема моего исследования новая и актуальная. В юридической науке предпринимались попытки осмысления с правовой точки зрения отдельных сложных объектов (кинофильмов, театрально-зрелищных представлений), но все же полноценного анализа в этой области практически нет. Доктор юридических наук, профессор Виктор Абрамович Дозорцев (известный ученый в сфере интеллектуальных прав) считается одним из родоначальников учения о сложных объектах. Особое внимание он уделял анализу правовой природы аудиовизуальных произведений. И многие сегодняшние исследования основаны на работах Виктора Абрамовича. Я этой проблематикой занимаюсь давно, особое внимание уделяю анализу правовой природы мультимедийных продуктов (в частности, компьютерным играм, кинофильмам, сериалам, телевизионным программам). 
С развитием компьютерных технологий, появлением новых результатов творческого труда назрела необходимость более подробного изучения концепции сложных объектов. В существующем законе не содержится понятия и признаков сложных объектов, каких-либо других общих юридических свойств, на основе которых возможно было бы сформировать целостную систему тех результатов интеллектуальной деятельности, которые можно было объединить в категорию сложных объектов интеллектуальных прав. 
Это, в свою очередь, привело к тому, что в закон, а именно в статью 1240-ю Гражданского кодекса России, вносятся подчас ситуативные изменения, направленные либо на исключение тех или иных объектов из числа сложных (например, “единых технологий”), либо, напротив, на дополнение какой-то категории (например, внесение “базы данных”). Такая ситуация препятствует созданию эффективных гарантий охраны результатов творческого труда, создает предпосылки дестабилизации оборота исключительных прав на объекты, а также препятствует их корректной юридической защите. Поэтому происходят повсеместные нарушения интеллектуальных прав на такие результаты. 
У авторов и других правообладателей возникают обоснованные опасения по поводу охраны их интеллектуальных достижений, и им приходится заниматься не только творчеством, но и отстаиванием своих нарушенных прав. Например, сейчас много объектов авторских прав используется в Интернете. И скачать без согласия авторов тот или иной фильм, компьютерную игру часто не составляет труда.
С другой стороны, потребители, желающие на законных основаниях получить права на тот или иной результат, вынуждены сталкиваться с ограничениями, неясными и непрозрачными механизмами доведения сведений о правах на тот или иной объект, об условиях, на которых правообладатель готов разрешить его использование. 
Сегодня в науке гражданского права и права интеллектуальной собственности пока не выработаны предложения по совершенствованию законодательства в той или иной сфере. Поэтому разработка комплексного учения о сложном объекте интеллектуальных прав — одна из актуальных задач для нашей цивилистической науки.
— Где могут быть использованы результаты вашей работы? 
— Мое научное исследование, конечно же, непосредственно связано с практической деятельностью. Те проблемы, которые я выявляю, и предложения решений основываются на практических реалиях. Наша кафедра — интеллектуальных прав МГЮА — как одна из ведущих научных правовых школ в России постоянно проводит семинары, научные клубы, IP Форум (один из главных международных юридических форумов в сфере интеллектуальных прав, в феврале 2018 года он пройдет уже в шестой раз), на которые мы приглашаем творческих личностей, ученых, государственных деятелей, журналистов, аспирантов и студентов, которые неравнодушны ко всем этим проблемам. 
К нам часто обращаются за правовой помощью представители творческих сфер — продюсеры, режиссеры, актеры, операторы. Как правило, вопросы касаются театральной постановки. Наиболее распространенное нарушение прав наших режиссеров — повсеместное копирование постановки спектакля.
Мы не просто проводим анализ или обсуждение проблемы. Например, по результатам IP Форума формулируем законотворческие инициативы, которые необходимы для охраны и защиты прав наших авторов. Применительно к сложным объектам, например, мы будем на VI IP Форуме (он проводится на базе МГЮА, и я являюсь председателем оргкомитета) рассматривать вопрос охраны прав режиссеров-постановщиков. Нашими спикерами будут такие известные личности, как Константин Райкин и Валерий Фокин. 
Профессиональное театральное сообщество обратилось к законодателям и ученым с вопросами правовой охраны их постановок. После длительной работы были разработаны и внесены поправки в часть четвертую Гражданского кодекса, где теперь закреплены права режиссеров-постановщиков на их работы (это касается таких сложных объектов,  как театрально-зрелищное представление).
Особо остро стоят вопросы правовой регламентации телевизионных форматов. Уже не один судебный спор рассматривается в отношении программ “Голос”, “Один в один” и “Точь-в-точь”. Спор из-за похожих форматов передач, схожей системы голосования жюри, отбора участников. А причина всему — недостаточная правовая регламентация, изученность правовой природы таких объектов, так как телевизионные передачи относят к сложным объектам. 
Один из ярких примеров — споры в отношении персонажей мультфильма “Маша и Медведь”. На его популярности решили заработать очень многие, начав создавать сувенирную продукцию без согласия правообладателей. Споры по поводу защиты прав авторов рассматривались даже на уровне высшей судебной инстанции  Верховного суда России. И опять же вопрос стоял именно в правовом регулировании отношений по сложным объектам. В законе и судебной практике не содержится понятие “серии мультфильма”, не разъяснено, что представляют собой персонаж произведения и действующее лицо. На эти и многие другие вопросы дал ответ Верховный суд. 
Результаты моего исследования необходимы авторам, правообладателям, всем тем, кто создает сложные объекты, и, конечно, потребителям такого результата. Это будет, прежде всего, определение понятия сложного объекта, его признаков, выделение самых необходимых механизмов защиты прав и многое другое. 
— Что уже сделано? Над чем работаете сейчас и что предстоит?
— За прошлый год мы сделали многое. Первый этап работы можно назвать состоявшимся, так как мы подготовили более семи научных работ и опубликовали их в ведущих юридических изданиях, которые специализируются на интеллектуальных правах. Я сделала акцент именно на выработке признаков правовой природы сложных объектов. Особое внимание уделила отдельным разновидностям исследуемых объектов — мультфильмам, телепрограммам, театрально-зрелищному представлению.
На втором этапе нас ждет не менее увлекательная работа. Это очень интересная часть, связанная с определением статуса субъектов (авторов и правообладателей), самих прав на сложный объект и разработкой новых механизмов защиты указанных прав.
Как я уже говорила, тематикой сложных объектов занимаюсь давно. Мое первое выступление на конференции студентов в МГУ “Ломоносов” в 2009 году было связано с определением правовой природы сложных объектов. И тот доклад, я этим горжусь, был отмечен как лучший. В том же году я получила премию как лучший студент своего университета, в том числе и за свои научные исследования. Но на достигнутом не останавливаюсь. Моя кандидатская диссертация посвящена правовой природе одного из видов сложного объекта — мультимедийного продукта. Я стараюсь шаг за шагом продвигаться в изучении этой темы и о результатах докладывать на форумах, в том числе и тех, в организации которых участвую. В рамках нынешнего гранта Президента России мне представилась уникальная возможность продолжить свои исследования и выйти с инновационными результатами. Я уже опубликовала семь статей в рамках гранта, приняла участие в пяти научных мероприятиях. 
Для меня как исследователя концепции сложных объектов интеллектуальных прав важно, чтобы моя работа была нужной и полезной для правоприменения. Поэтому я активно работаю с авторами в исследуемой мной сфере, знаю о проблемах, которые у них возникают. Все предложения формулирую в соответствии с современными тенденциями — с учетом развития цифровой экономики, искусственного интеллекта, технологии блокчейн, на основе которой будут вноситься в реестры результаты интеллектуальной деятельности. 
Надеюсь, что плоды моего исследования сложных объектов интеллектуальных прав, основанные на анализе в том числе зарубежного опыта, будут полезны в сферах совершенствования законодательства, правоприменения, юридического образования и науки и станут основой решения задач, стоящих в этой области перед российским законодателем, государством и обществом в целом.
Беседу вела Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фото предоставлено Е.Гринь

Нет комментариев