Формула энергии. Университеты ускоряют развитие городов.

Со Средних веков университеты играли определяющую роль в экономике города. Так, создание первой медицинской школы в Монпелье в 1180 году привело в этот французский город медиков со всей Европы, а первый конфликт town and gown (“города и мантии”, а проще говоря, населения и профессоров) в Оксфорде в 1209-м послужил причиной временного закрытия Оксфордского университета и создания Кембриджского — эффект, так сказать, внеплановый. Словом, тема второго Международного форума университетских городов, проходившего в Томске с 30 ноября по 2 декабря, была и традиционной, и актуальной одновременно: “Энергия университета для развития города и региона”. 
Форум был организован Национальным исследовательским Томским государственным университетом (ТГУ) при поддержке администрации Томской области, посольства Франции в России, генерального консульства ФРГ в Новосибирске, “Альянс-Франсез-Новосибирск”, “Campus France-Новосибирск”, DAAD и Германского дома науки и инноваций. Представители 60 университетов и университетских городов из 15 стран собрались в старейшем за Уралом университетском городе, чтобы обсудить, как вуз может сделать город более привлекательным. 
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский подчеркнул, что для достижения успеха необходимо объединить усилия науки, бизнеса и власти. Именно такая модель, получившая название тройной спирали, помогает достичь максимального КПД, и участники форума посвятили три дня рассмотрению лучших практик разных университетских городов.
Ян Словак, руководитель отделения математики и статистики Масарикова университета (Чехия), рассказал о том, как в начале XXI века в нестоличном городе Брно начал строиться мощный кампус. После этого местный университет стал местом привлечения идей и инвестиций, а также одной из точек роста для всей страны. С 2000-го по 2014 годы рядом с высокотехнологичным кампусом выросла промзона (по типу российских ОЭЗ), где свои объекты построили, в частности, компании IBM и Lufthansa. В этом году был презентован проект нового жилого района для студентов и преподавателей. К 2020 году планируется открыть центр моделирования роботов для медицинского применения.
Хуан Роджерс, профессор общественной политики технологического института Джорджии (США), привел пример бразильского региона Сан-Паулу, в котором реализация проектов университетов с местными компаниями повысила вложения в НИОКР вузов и сделала более конкурентоспособной экономику территории.
Социальную роль университета отметил проректор Бранденбургского технологического университета Андреас Вильмс. Маленькому Бранденбургу приходится несладко в конкуренции со столичным Берлином, расположенным всего в 40 минутах езды. С целью избежать утечки выпускников из города Бранденбургский технологический университет договаривается с местными компаниями о создании рабочих мест для студентов и аспирантов. Кроме того, вуз оказывает прямое воздействие на развитие экономики, поддерживая spin-off и start-up компании, чтобы создать “предпринимательскую экосистему региона”.
Как известно, приток в город студентов, в том числе иностранных, влечет за собой и финансовые потоки. Еще пару лет назад иностранцы, получающие высшее образование в России, составляли примерно 5% всех студентов. Для сравнения: в Великобритании в тот же период доля иностранных студентов равнялась 20%. Чтобы исправить ситуацию, в 2017 году Правительством РФ был запущен приоритетный проект “Экспорт образования”, нацеленный на повышение привлекательности российского высшего образования. Планируется, что по итогам проекта количество иностранных студентов на очной форме обучения в России должно вырасти с 220 тысяч человек в 2017 году до 710 тысяч в 2025-м. Томск является активным участником этого процесса, в вузах города обучаются свыше 60 тысяч студентов из 60 стран мира. Круглый стол “Умный студенческий город: как стать привлекательным с помощью программ академической мобильности” позволил томичам познакомиться с опытом других городов и стран.
— Согласно данным опроса, проведенного специалистами бизнес-школы университета Бат Спа среди британских студентов, абитуриент нынче выбирает для учебы не вуз, а город. Определяющими в выборе являются безопасность и качество жизни и, конечно, наличие в местных вузах требуемой специальности, — сообщила профессор Инна Поморина из университета Бат Спа. Сходные критерии присутствуют и в рейтинге лучших студенческих городов QS, куда, кстати, в 2017-м попали и два сибирских города — Томск (91-е место в 
ТОП-100) и Новосибирск (93-е). Правда, рейтинг рассматривает лишь города с населением свыше 250 тысяч, что, по мнению президента Ассоциации университетских городов Франции Катрин Вотрен, является дискриминацией в отношении малых городов, к которым принадлежит большинство славящихся своими вузами французских местечек.
Меняется и ситуация с программами академической мобильности.
— За 1990-е годы уровень академической мобильности возрос, этому способствовали развитие Интернета и падение цен на передвижение. Сейчас он расти перестал, — констатировал атташе по академическому сотрудничеству посольства Франции в России Паскаль Коши. — Студенты заинтересованы в краткосрочных программах, а годовые или даже полугодовые им менее интересны. Новое поколение по-другому рассматривает высшее образование, и с ним нужно иначе работать.
О проблемах, с которыми сталкиваются японские университеты, подробно рассказал президент Токийского университета Дзюн Уэно. Правительство Японии поставило задачу привлечь к 2020 году в вузы Страны восходящего солнца 300 тысяч иностранных студентов и отправить учиться за границу 120 тысяч японцев. Реализуя программу интернационализации, Токийский столичный университет заключил соглашения с 60 вузами по всему миру. После форума в число его стратегических партнеров вошел и ТГУ — подписанное соглашение предусматривает программы обмена студентами и профессорами, проведение совместных исследований. Японские ученые заинтересовались работами Центра научных исследований “Транссибирский научный путь” (TSSW), в частности, технологией очистки водоемов от нефтяных загрязнений. Кроме того, университеты договорились о проведении летней школы на базе исследовательской станции Актру, которая входит в международную сеть INTERACT 2. По словам директора центра “Транссибирский научный путь” профессора Людмилы Борило, в летних школах TSSW по повышению качества жизни и изучению климата планируют принять участие и другие университеты, посетившие форум.
Наиболее значительный меморандум был подписан с Организацией Объединенных Наций: Томский государственный университет стал первым в России учреждением, с которым начинает сотрудничество UN-HABITAT — программа ООН по населенным пунктам, нацеленная на содействие устойчивому развитию. Объявленная в 1978 году сегодня UN-HABITAT включает свыше 300 проектов в 90 странах. Но, по мнению директора программы по исследованиям и развитию Эдуардо Морено, именно сотрудничество с ТГУ позволит масштабно проводить исследования сибирских и арктических городов, результаты которых необходимы ООН для рекомендаций по разработке стратегии успешного развития этих территорий.
— Мы приглашаем другие города и университеты подключиться к нашему проекту, потому что без серьезной аналитики сложно принимать правильные решения, — сказал, подписывая документ, ректор ТГУ.
Влить настоящий поток свежей энергии в программу форума позволила работа студенческой площадки UNI4CITY, организованной двумя департаментами администрации Томской области — науки и высшего образования, международных и региональных связей. В ее работе приняли участие более 130 студентов из 12 российских вузов, половина из которых — иностранцы. Молодые люди нашли в ходе квеста наиболее известные студенческие места города, в рамках форсайт-сессии разработали предложения по улучшению инфраструктуры кампуса и благоустройству территории, чтобы сделать лицо мегаполиса привлекательнее, а также представили работы на конкурс студенческих проектов. Среди призеров — “Формирование безбарьерной среды в вузе” (Владислав Цимбалов, Елена Лебедева, Анастасия Николаева, Екатерина Мясникова, Дарья Кочкурова — Томский университет систем управления и радиоэлектроники), “План мероприятий по улучшению кампуса Новосибирского государственного технического университета” (Никита Архипов, Александра Куличкина, Сергей Коваль, Анна Брюханова — НГТУ), проект “Сковородка”, посвященный благоустройству территории перед главным корпусом Алтайского государственного технического университета (Сергей Данько — АлтГТУ), настольная игра “Сессия в ТГУ” (Виктория Стасюлевич, Дарья Иванова, Оксана Кузнецова — ТГУ) и еще 28 проектов. Руководитель Департамента науки и высшего образования д.э.н. Николай Минаев, вручая дипломы томичам, обещал их проектам поддержку со стороны администрации, так что программное заявление форума об использовании энергии университета в развитии региона не должно остаться голословным. 
Ольга КОЛЕСОВА
Фотоснимки предоставлены пресс-службой ТГУ

Нет комментариев