Рейтингом по репутации. Российским вузам отказали в авторитете.

Согласно прошлогоднему прогнозу президента Дмитрия Медведева, российские вузы войдут в первые десятки мировых рейтингов через 10-15 лет. Насколько точно предсказан период достижения показателей глобальных лидеров высшего образования, покажет время, но хотелось бы видеть некий ежегодный прогресс в оценке отечественных университетов международным образовательным сообществом. Однако результаты очередного глобального рейтинга репутаций вузов World Reputation Rankings от Times Higher Education (THE-2012), основанного на оценках избранных представителей мировой профессуры, россиян не порадовали. Если в прошлом году в него вошел один наш университет, МГУ, удостоившийся 33-й позиции, то в 2012-м привлеченные британским изданием эксперты сочли, что по уровню репутации ни один из российских вузов не дотягивает до ТОП-100.
В исследовании приняли участие порядка 17,5 тысячи преподавателей университетов 149 стран, чей стаж вузовской работы в среднем составляет 16 лет. Почти половина из них представляла университеты США, 28% — Европу, 25% — Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток и 4% — Африку. По условиям, участники опроса должны были выбрать 15 лучших вузов своего тематического направления. Во главе сотни самых популярных оказался Гарвард. В рейтинге в целом доминируют американские университеты (44%); из них же составилась, в основном, десятка вузов, занявших первые позиции.
К объективности рейтинга академического престижа, по версии Times Higher Education, у международных специалистов есть немало претензий, в связи с чем с прошлого года он публикуется отдельно от результатов World University Rankings — общего исследования вузов, которое британское издание проводит с 2004 года. В итоговой шкале этого рейтинга, включающей 400 лучших высших учебных заведений мира, в последней версии есть и МГУ и СПбГУ, занявшие позиции, соответственно, в третьей и четвертой сотне. В число его критериев входит и репутация — в совокупности с цитируемостью сотрудников вуза, соотношением их числа и числа студентов, уровнем востребованности выпускников, количеством иностранных студентов и преподавателей и с другими показателями образовательной и научной деятельности.
Мировые рейтинги университетов — средство оценки национальных систем образования, которая в различных рейтингах имеет разную степень объективности, считают в Российском союзе ректоров. Это также действенный инструмент управления образовательными процессами и изменения реалий мирового образования, подчеркнула генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина, комментируя результаты THE-2012 для читателей “Поиска”.
По ее мнению, чтобы результаты достижений отечественных вузов получали признание мирового сообщества, повсеместной нормой их академической деятельности, во-первых, должны стать развитая соревновательная среда и проектно-целевой подход. Во-вторых, считает Каширина, российские вузы не могут быть только объектом исследования и пассивным пользователем. Пришло время стать активным участником, определяющим правила игры. В России должен появиться признанный на международном уровне Центр экспертизы академических процессов, который, в частности, занимался бы оценкой образовательных моделей и институций с точки зрения эффективности их использования для стратегического развития страны.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев