Бег с барьерами. Что мешает развитию межфакультетских программ?

В современном мире на вес золота ценятся специалисты, работающие на стыке специальностей. Не случайно второе высшее образование в последние два десятилетия стало так популярно. Часто люди получают его спустя некоторое время после окончания вуза, очень редко — еще в процессе обучения. Поскольку спрос на специалистов с двойным набором компетенций существует и у работодателей, и у граждан, ведущие университеты задумались об организации межфакультетских образовательных программ (МФОП), которые позволяли бы студенту проходить подготовку по двум направлениям одновременно. На какие вызовы отвечают разработчики межфакультетских программ? Что благодаря этим программам выигрывают студенты университетов, профессиональное сообщество и экономика в целом? Наконец, какие возможности и ограничения для реализации МФОП видят эксперты по тому небольшому опыту, который уже накоплен? Эти вопросы обсуждались на специальном круглом столе в рамках прошедшей недавно в НИУ ВШЭ VIII Международной конференции российских исследователей высшего образования “Университеты, меняющие себя и мир” (см. “Меняясь и меняя”, “Поиск” от 3 ноября 2017г.). Представители вузов поделились своим опытом создания межфакультетских программ.

Бесспорным пионером в этой области можно назвать Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Межфакультетский образовательный тренд тут начал развиваться примерно с 2012 года. Как рассказал руководитель магистерской программы “Менеджмент биотехнологий” Петр Кирюшин, первой ласточкой стали межфакультетские курсы: студенты в обязательном порядке должны были выбрать два курса не на своем факультете. А уже в конце 2012 года деканы двух факультетов — экономического (А.Аузан) и биологического (М.Кирпичников) — предложили реализовать межфакультетскую магистерскую программу в сфере биоэкономики. Конечная цель — выход России на лидирующие позиции в области разработки биотехнологий. В 2012 году Правительством России была утверждена Комплексная программа развития биотехнологий до 2020 года, в которой поставлена задача формирования биоэкономики, предполагающей использование биотехнологий на ключевых направлениях инновационного развития, в различных отраслях биотеха. 
Учитывая специфику российской высшей школы, один из факультетов все равно должен быть ведущим, поэтому в итоге стартовали две программы. Одну реализовывал экономический факультет совместно с биологическим (“Менеджмент биотехнологий”), вторую — биологический совместно с экономическим (“Биоинженерия, биотехнология и биоэкономика”). Некоторые дисциплины студенты двух факультетов осваивают совместно, но прежде их нужно подготовить к восприятию непрофильной для них информации. Так, например, прежде чем приступить к курсу по биологии, экономисты осваивают курс “Введение в биологию”. 
Факультеты вместе проводят маркетинг программ, обес­печивают их продвижение. Интересный опыт — совместные магистерские диссертации биологов и экономистов на основе научных разработок биологического факультета. По словам П.Кирюшина, таким образом решаются и образовательная задача (студент учится на конкретном проекте, на основе которого потом пишет диссертацию), и научно-инновационная. 
Набор на первых порах оказался не очень большой, но к третьему году существования программ вырос: чем дальше, тем больший интерес проявляют к ним студенты. Выгода МФП — в том, что они позволяют готовить кадры для стратегически важной отрасли, способствуют развитию прикладных исследований и появлению кластеров биоэкономики на базе вузов, ведь в рамках такой программы взаимодействуют студенты, ученые, представители реального сектора. А кроме того, возникает колоссальный синергетический эффект от взаимодействия разных научных культур. Это новые возможности для развития университета. 
Еще одна межфакультетская образовательная программа МГУ — “Когнитивная экономика” — реализуется на стыке экономики и психологии. Она включает изучение таких инновационных дисциплин, как поведенческая экономика, нейроэкономика, нейромаркетинг и других. 
“Миссия любой межфакультетской программы — готовить людей, умеющих работать на стыке наук, — говорит Анна Солодухина, руководитель этой программы. — Экономисты и психологи с “чистым” профильным образованием не понимают друг друга: у них разные методы, разные объекты изучения. Мы сразу увидели, какой провал существует между этими двумя научными направлениями; на стадии подготовки программы год бились за понимание”. Но главным барьером, по словам Солодухиной, стали ФГОСы, федеральные государственные образовательные стандарты. Они определяют, например, минимальную длину курса, а у каждого факультета она своя. В них заложен комплекс определенных дисциплин для каждого направления подготовки, добавлять туда новые дисциплины — скажем, с нуля психологию для экономистов — просто некуда. В зарубежных университетах, где таких жестких учебных планов, как у нас, нет, вопрос организации межфакультетских программ решается по-другому, рассказала Анна Солодухина. В качестве примера она привела аналогичную программу “Экономика и психология” в Сорбонне: “На нее приходят два пула студентов — экономисты и психологи. Чтобы подтянуть экономистов до уровня психологов и наоборот, им не просто дают дополнительно пару курсов, как в нашей программе (больше у нас просто “не влезает”). В Сорбонне практически целый год отдается интенсивному “дотягиванию” психологов до экономистов, экономистов до психологов, и только после этого студенты вместе слушают лекции по поведенческой экономике, нейромаркетингу и т.д. Когда таких барьеров нет, все идет проще”. 
Вызовом для руководителей программы стало отсутствие преподавателей, готовых работать на стыке двух научных направлений. Признанных гуру в этой сфере в России единицы, а чтобы создать новый междисциплинарный курс с нуля, нужно на пару лет посвятить себя этому. Аналогичная проблема и с научным руководством. Словом, нужна высокая замотивированность преподавателей, а с этим сложно, учитывая, что им надо не только преподавать, но и заниматься исследованиями и писать статьи. 
Между тем потребность со стороны рынка в таких специалистах колоссальна. Гуру этой магистерской программы со стороны бизнеса Наталья Галкина рассказала о своем видении ситуации с подготовкой кадров двойной квалификации. По первому университетскому образованию — нейрофизиолог, по второму — экономист, в нейроэкономике она смогла полностью реализовать себя, соединив компетенции, полученные в разное время. В 2012 году, когда в России слово “нейромаркетинг” еще мало кто знал, она открыла свою нейромаркетинговую лабораторию. Первыми сотрудниками были социологи, психологи, нейрофизиологи, физики, математики… И оказалось, что они реально не могли договориться друг с другом. Тогда лаборатория отказалась брать “однонаправленных” специалистов, а ее руководитель пришла в альма-матер, МГУ, с идеей новой образовательной межфакультетской программы. По ее глубокому убеждению, в нейромаркетинге должны работать специалисты как минимум двух смежных направлений: одни умеют организовать производство услуги (люди с базовым биологическим образованием), вторые (с базовым экономическим образованием) могут в целом управлять этим видом маркетинга, продвижением услуг. 
В прошлом году МГУ выпустил первую команду когнитивных экономистов, обладающих, по оценке Н.Галкиной, совершенно уникальными знаниями. Однако оказалось, что такой профессии, как нейромаркетолог, в России пока нет, а в компаниях не предусмотрена соответствующая должность, хотя компетенции таких специалистов очень востребованы. Значит, надо разрабатывать профессиональные стандарты новых специальностей, считает Н.Галкина. Впрочем, по мнению А.Солодухиной, выпускники этой программы все равно востребованы. 
Юридический факультет МГУ по инициативе декана А.Голиченкова запустил магистерскую программу “Информационные правоотношения в инновационной экономике”. Ее руководитель Виталий Северин рассказал, что в программе кроме преподавателей юрфака участвуют преподаватели и других структур МГУ: экономического факультета, факультета вычислительной математики и кибернетики, факультета военного обучения, Института проблем информационной безопасности МГУ. Актуальность такой программы понятна: в мире идет цифровая революция, в стране взят курс на создание цифровой экономики, и преподаватели, разрабатывая свои курсы, должны это учитывать. “Наши юристы смогут стать востребованными, только если они будут знать основы экономики, аудит информационной безопасности, информационный менеджмент”, — сказал В.Северин. Сейчас, считает он, “Информационные правоотношения в инновационной экономике” — это все же магистерская программа одного факультета. Как создать действительно межфакультетскую программу? Тут должны договориться между собой хотя бы три структуры МГУ: юридический и экономический факультеты и Высшая школа государственного аудита. 
В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), как рассказала заместитель проректора по учебной и воспитательной работе вуза Анна Тышецкая, создание межфакультетских программ было инициировано ректоратом, выпустившим приказ об организации образовательных кластеров. Интеграция этих кластеров может осуществляться на разных уровнях. Первый вариант: студенты, по сути, остаются в рамках выбранного образовательного направления, но примерно раз в неделю встречаются для обсуждения определенных тем. Второй тип взаимодействия — кросс-дисциплинарные программы, когда к базовой специализации прибавляется ряд модулей из других областей. И есть уникальная массовая программа, идея которой пришла из бизнеса, связанного с разработкой компьютерных игр. Бизнесмены сами обратились в вуз — их были нужны молодые разработчики стартапов. В результате в новой программе были задействованы шесть направлений подготовки: три из них связаны с IT, плюс инноватика, торговое дело и, наконец, пиар и реклама. Сейчас в ней одновременно обучаются 120 магистров, сформированы 18 малых групп, каждая из которых работает над своим проектом. 
Программа имеет непростой дизайн, она сложна для управления. Но не исключено, что такая модель окажется довольно перспективной.
“Мы наблюдаем тектонические сдвиги в дисциплинах, и, возможно, некоторые образовательные программы, которые сейчас возникают, через какое-то время превратятся в отдельные направления, — сказала А.Тышецкая. — Межфакультетские программы дают возможность университету быть актуальным и современным”. 
Подводя итоги состоявшегося обмена мнениями, модератор Кирилл Зиньковский (НИУ ВШЭ) заключил: “Межуниверситетские программы — тема новая, интересная, но мы явно зажаты существующей структурой стандартов и направлений подготовки и предпринимаем различные усилия, чтобы из нее выпрыгнуть”. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фотоснимки предоставлены оргкомитетом конференции
 

Нет комментариев