В битве за курс. Вузовские историки отстаивают свой предмет.

Результаты опроса, проведенного в сентябре 2017 года Всероссийским центром изучения общественного мнения, показали: 96% опрошенных твердо уверены, что отечественную историю знать необходимо, при этом только 3% оценили свои исторические познания как “очень хорошие”. В плохом знании истории признались более половины респондентов. Ответы на тестовые вопросы в целом эту оценку подтвердили — правильных было менее половины. Причем минимальное количество верных ответов пришлось на возрастную категорию 15-35 лет. “То есть люди, находящиеся в процессе своего личностного и профессионального становления, не имеют сколь-либо полных и связных представлений о развитии общества, в котором они живут”, — прокомментировал итоги опроса ректор Московского авиационного института (НИУ МАИ) Михаил Погосян, выступая на Первом Всероссийском съезде преподавателей истории в вузах России, прошедшем недавно в МАИ. Он уверен, что инженер — профессия общественная, а значит она требует понимания не только технических, но и социальных явлений. То есть исторические дисциплины в вузах необходимы. 
Съезд был созван по инициативе Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ и при организационной и финансовой поддержке Минобрнауки России и Московского авиационного института (НИУ). Он собрал 450 делегатов со всех регионов страны.
Директор центра профессор Виктор Порохня (на снимке), долгое время возглавлявший кафедру истории МАИ, в большом докладе обрисовал, как менялось отношение к преподаванию истории в высшей школе в последние десятилетия. В СССР, как хорошо помнит старшее поколение, курс истории партии был обязательным во всех вузах. Но уже в 90-х годах историческое образование в высших учебных заведениях стало зависеть от ректората и Ученого совета. И хотя решения Коллегии Минобразования России от 
1 февраля 2000 года о придании отечественной истории статуса базовой, обязательной учебной дисциплины с аудиторной нагрузкой в 72 часа до сих пор, по идее, остается в силе, в вузах, особенно технических, закрываются гуманитарные факультеты, ликвидируются кафедры истории. Порой на изучение двадцати веков истории отводится всего 17-18 часов, причем такое можно встретить не только в технических, но и в педагогических, и в классических университетах. 
Докладчики, доказывая необходимость исторического образования в высшей школе, в то же время отмечали, что сегодня оно не может и не должно исчерпываться лекциями и семинарскими занятиями. Игорь Плеве, ректор Саратовского государственного технического университета (СГТУ) им. Ю.А.Гагарина, заметил, что “сегодня историческое образование, наряду с гуманитарным в целом выполняет базовую функцию — формирует soft skills, то есть навыки, способствующие личному развитию”. В СГТУ совершенствуются технологии преподавания истории: творческие задания, дискуссии, проблемное и интерактивное обучение помогают развивать аналитические способности молодых людей, оттачивают умение выявлять причинно-следственные связи, используя реальные события. В учебном процессе используются материалы, разработанные с помощью информационных технологий, и это не электронные учебники. Речь идет о проектах с использованием технологий 3D-моделирования (мультимедийный проект “Саратов вчера, сегодня, завтра”), технологий дополненной реальности (мобильное приложение для музея Саратовской гармоники). Сейчас разрабатывается трехмерное интерактивное приложение исторической реконструкции поселения соледобытчиков, существовавшего в XVIII-XIX вв. на берегу озера Эльтон. Кроме того, развиваются междисциплинарные исследования с участием историков. Например, реализуется проект “Интерактивная историческая карта поселений Саратовской области” — это веб-приложение позволит в наглядной форме отследить динамику изменения поселений на территории региона. Плодотворным стало и сотрудничество историков и математиков. Словом, в техническом вузе, уверен ректор, объективно существуют благоприятные условия для сов­местной научной работы и получения прорывных результатов. А информационно-технологические новации пробуждают интерес к истории даже у студентов с чисто техническим складом ума. 
Один из главных посылов съезда властям, закрепленный в принятой резолюции, — ввести с 1 сентября следующего года во всех государственных и частных вузах преподавание базовой дисциплины “История России” в объеме не менее 72 часов аудиторного времени на курс. Примерная программа этого курса для технических и естественно-научных направлений подготовки бакалавров и специалистов уже существует, она разработана при участии преподавателей истории из 30 вузов страны. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев