Не может пашня без семян. МГУ возрождает традицию проведения съездов учителей.

Один час в неделю выделен сегодня отечественным школярам на изучение химии в 10-11 классах. Много это или мало? Мало, и весьма, уверены делегаты первого Всероссийского съезда учителей химии, приехавшие из 78 регионов России, а также из Белоруссии, Украины, Казахстана, Азербайджана и Молдавии. Всего участие в съезде, местом проведения которого стал учебный корпус “Шуваловский” Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, приняли более 700 человек, искренне заинтересованных в развитии отечественного естественно-научного образования: учителя, методисты, преподаватели, представители Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, органов управления образованием и бизнес-сообщества. Все они выразили особую благодарность МГУ, возродившему традицию проведения съездов учителей. Как отметил, открывая торжественное заседание, ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий, прошедшие съезды учителей математики, информатики, физики, биологии, географии (“Поиск” №44-45, 2011) показали единство высшей и средней школы в понимании задач, стоящих перед российской системой образования, и готовность к решению этих задач совместными усилиями. Ректор МГУ также предложил считать данный съезд мероприятием, завершающим Международный год химии, объявленный
ЮНЕСКО в 2011 году.
Подробно охарактеризовав роль химии в повседневной жизни человека и совершив небольшой экскурс в историю становления и развития оте-чественной химической школы, большое внимание Виктор Садовничий уделил вкладу М.В.Ломоносова. “Широко простирает химия руки свои в дела человеческие” — эти слова великого ученого стали в наши дни еще более актуальны, так как химия лежит в основе многих высоких технологий, которые определяют место современных государств на мировой арене, — отметил ректор МГУ, приведя в подтверждение краткий перечень достижений последних лет. — Открыты новые формы углерода — фуллерены, нанотрубки, графены, создается новое направление — супрамолекулярная химия, ведется работа над созданием так называемых “умных полимеров”, изменяющих свои свойства при смене внешних условий, раскрыт механизм синтеза белков, разрабатываются технологии, наносящие минимальный вред окружающей среде, а также технологии, использующие возобновляемые источники энергии”.
Как повысить качество знаний в условиях современной экономики? Вызовы времени требуют подготовки квалифицированных специалистов мирового уровня, и к химии это относится точно так же, как и ко многим другим фундаментальным дисциплинам. Плохо подготовленные химики просто опасны для общества, уверен ректор МГУ: “Химия — сложнейшая экспериментальная наука, точнее, комплекс связанных между собой химических дисциплин. Научить физической, органической, квантовой, биологической химии за три-четыре года бакалаврской программы, на мой взгляд, невозможно. Это как раз тот случай, когда качество образования определяет все. Поэтому мы настаиваем, чтобы наша традиционная система химического образования, известная в стране и в мире, сохранилась, несмотря на все болонские преобразования”.
— В этой преимущественно учительской аудитории хочу вспомнить слова Ломоносова о том, что “университет без гимназии — что пашня без семян”, — продолжил Виктор Антонович, заметив, что несколько лет назад именно МГУ выступил инициатором проведения олимпиад школьников, ставших теперь неотъемлемой частью российской системы образования. — Крупнейшие из них — многопредметная олимпиада “Ломоносов”, “Покори Воробьевы горы”. В прошлом году на химию в этих олимпиадах пришлось 3 и 8% участников. Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии — уникальное явление в интеллектуальном соревновании учащихся. Удалось сохранить и приумножить традиции всесоюзной олимпиады именно по этому предмету. После распада СССР в ней стали принимать участие ребята из разных стран. Победителей зачисляют на первый курс любого химического профиля любого вуза без вступительных экзаменов. В целом, примерно четвертая часть первокурсников, поступивших за последние годы в МГУ, — это победители различных олимпиад. Они демонстрируют уровень знаний выше среднего по курсу и выше знаний тех, кто поступал в МГУ по традиционной схеме. Эти результаты подтверждают правильность такой стратегии в отборе абитуриентов ведущих вузов страны.
МГУ сегодня активно взаимодействует со школой: в частности, программа “МГУ — школе” — а это целый комплекс мероприятий — включает организацию предметных олимпиад, проведение летних и зимних школ для повышения квалификации учителей, написание школьных учебников и пособий для поступающих в вузы. Говоря о взаимодействии университета со средней школой, ректор МГУ отдельно остановился на школьных образовательных стандартах:
— К сожалению, здесь мало оснований для оптимизма. Новые школьные образовательные стандарты не отражают то положение химии, которое эта дисциплина должна занимать в подготовке школьников. Проблему недостатка времени, отведенного на ее изучение, школы пытаются решить за счет регионального компонента, введения различных элективных курсов, однако в итоге мы все равно получаем абитуриентов, которые не могут грамотно писать и считать на химическом языке. И в этом вина не школ, а того подхода к школьному образованию, который воплощается в новых школьных образовательных стандартах.
С большим сожалением В.Садовничий отметил, что, несмотря на наличие в стране большого числа талантливых ребят, приходится признать: средний уровень знаний абитуриентов, поступающих на химический факультет, снижается. У этой тенденции, по мнению ректора, несколько причин. И одна из них — отказ от проведения экспериментальных лабораторных работ: на сегодня около 5000 школ из общего числа –
66 000 — вообще не имеют кабинета химии. При этом новый образовательный стандарт предполагает индивидуальные проектные работы, для которых необходимы оборудованные кабинеты и штат тьюторов.
О важности проведения подобных съездов и активного взаимодействия говорил в своем выступлении перед делегатами заместитель министра образования и науки РФ М.Дудинов. “Нам не хватает того мостика в диалоге, когда бы мы понимали, насколько те идеи, концепции, которые вырабатываются экспертно-научным сообществом, могут быть восприняты и оценены профессионалами-педагогами, непосредственно работающими с детьми, — сказал он. — В прошлом году, когда началась череда съездов, к нам поступали предложения по всем обозначенным проблемам: и по новым стандартам, и по качеству подготовки учителей, и по корректировке учебных планов, и по учебникам, и по обновлению материальной базы. И вся эта информация не откладывается надолго, собирается не “для галочки”. Обсуждение стандартов “старшей” школы, заинтересованность профессионального сообщества ведут к выработке наиболее оптимального и приемлемого решения, отметил замминистра.
О ходе проведения Международного года химии, организованных в его рамках мероприятиях для школьников и студентов рассказал декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ академик РАН Сергей Алдошин. Говоря о дефиците молодых специалистов-химиков, он заметил, что, по его мнению, система бакалавриата и магистратуры подходит для гуманитарных специальностей, но не для естественно-научных и технических дисциплин: “Нужна подготовка не просто сильных теоретиков, но ученых, которые готовы внедрять научные разработки на предприятиях, инженеров для наукоемких отраслей бизнеса. Инновационный потенциал нации связан не только с наукой, но и с инженерной системой страны, которая включает в себя разработку новой продукции, организацию ее производства и доведение ее до потребителей”.
Главными вопросами для обсуждения на съезде стали методика преподавания химии в школе по разным программам и учебникам и взаимодействие вузов и школ в области химического образования. С большим вниманием участники съезда выслушали лекцию декана химического факультета МГУ академика РАН Валерия Лунина о современных достижениях в области химии, они также побывали на экскурсии на химическом факультете, познакомились с учеными университета и их работами.

Нина ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев