Приемы маскировки

Воссозданный учеными облик пернатого динозавра указал на его способность маскироваться. С подробностями — New York Times.
Род “пушистого” динозавра синозавроптерикс (Sinosauropteryx) был описан в 1996 году. Это некрупный динозавр, до полуметра в длину, обитавший около 125 миллионов лет назад на территории современного Китая. Открытие покрытого тонкими волокнами — примитивными перьями — синозавроптерикса — произвело переворот в палеонтологии, поскольку дало основания предполагать, что пернатыми могли быть многие динозавры. Недавнее исследование этого ископаемого позволило представить полную картину внешнего вида животного: у него был рыжеватый полосатый хвост и темная маска вокруг глаз, как у енота. Палеонтологи из Университета Бристоля (University of Bristol) в Великобритании, авторы статьи в журнале Current Biology, также пришли к выводу, что этот плотоядный динозавр мог иметь маскировочную окраску: темные тона на его спине резко переходили в светлые у брюха, как у современных обитателей открытых пространств, таких как газели в саваннах или вилорогие антилопы на Великих равнинах в Северной Америке. “Это говорит о том, что мир динозавров не так уж отличается от сегодняшней фауны”, — говорит один из авторов исследования Фианн Смитвик (Fiann Smithwick). Два года назад его научный руководитель Джейкоб Винзер (Jakob Vinther) отправился в Китай и сделал там снимки разных синозавроптериксов с высоким разрешением в поляризованном свете, который выявил их окраску.
Темные перья — единственные сохранившиеся у останков — были заполнены меланином, тем же пигментом, что окрашивает наши волосы и кожу. Это стойкая молекула, избегающая разложения на протяжении сотен миллионов лет. Остальные перья вероятнее всего были светлыми. По мнению исследователей, маскировочная окраска синозавроптерикса с переходом от темного цвета к светлому начиналась довольно высоко, почти на хребте. Смитвик сделал трехмерную модель градации цвета динозавра и испытал ее под разными типами излучения, чтобы выяснить, в каком свете она лучше всего маскирует животное. Оказалось, что такой тип окраски больше подходит для открытых пространств под прямыми лучами солнца. Если бы не было резких переходов цвета, освещенное животное выглядело бы в глазах преследователей трехмерным объектом. Но маскировочная раскраска искажает тень и делает животное менее заметным. Шкура животных — обитателей открытых, поросших травой пространств — отличается резкими переходами от темного к светлому цвету, тогда как у лесных животных, например оленей, цветовой переход постепенный и больше заметен к низу. Авторы отмечают также, что темное оперение вокруг глаз указывает на так называемую “бандитскую маску” синозавроптерикса, которая, кроме енотов, заметна также у барсуков и хорьков и может скрывать глаза животного от преследователей, а также уменьшать блики света.