Во спасение тюленя. Ученые озабочены судьбой каспийского эндемика.

Центр реабилитации каспийского тюленя будет создан в рамках масштабного проекта, который вместе осуществят Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Дагестанский госуниверситет, АНО “Центр природы Кавказа” и Международный фонд изучения и реабилитации морских млекопитающих Лени Харт (Нидерланды). За научную составляющую проекта будут отвечать ученые Института экологии и устойчивого развития ДГУ.
Как отметила во время презентации проекта в представительстве Республики Дагестан при Президенте РФ генеральный директор АНО “Центр природы Кавказа” Рената Шюшайте, за последнее столетие численность каспийского тюленя сократилась почти в 10 раз. По ее словам, это серьезный повод для того, чтобы предпринять целый комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации. В частности, сегодня крайне важно включить этот вид в Красную книгу Российской Федерации.
Каспийская нерпа, или каспийский тюлень (лат. Phoca caspica) — вид настоящих тюленей отряда хищных (ранее относились к отряду ластоногих). Является эндемиком Каспийского моря. Длина тела взрослых особей достигает 120-150 см. Масса — 40-60 кг. В период наибольшей упитанности некоторые экземпляры могут весить 90 кг. Окраска взрослых самцов сизовато-серая. На этом фоне разбросаны многочисленные темные пятна разной величины. Самки окрашены более тускло, и пятен у них меньше. Лишь детеныши (бельки) в первые две-три недели жизни покрыты густым мягким белым волосом.
История происхождения каспийского тюленя до конца не ясна. Многие ученые считают его потомком местных южных тюленей, населявших в раннетретичный период Сарматско-Понтический бассейн, одним из остатков которого Каспийское море и является.
Нерпа распространена по всему Каспию, но летом основная масса обитает в глубоководной части, южнее устья Терека — на западном берегу моря и близ полуострова Мангышлак. Бóльшую часть времени животные держатся в воде, но местами образуют береговые лежбища. Зимой, ранней весной и поздней осенью каспийский тюлень мигрирует в северную часть моря, где скапливается на льду, щенится и линяет. Осенью заходит в устье Волги, поднимаясь вплоть до Волгограда, а также вверх по течению Урала на 200 км. Питается нерпа преимущественно непромысловыми видами рыб (бычками, атериной) и ракообразными, в том числе акклиматизированной в свое время на Каспии креветкой леандр.
— По мнению некоторых ученых, каспийский тюлень разделен на две популяции — восточную и западную, — рассказывает директор Института экологии и устойчивого развития ДГУ, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель РФ Гайирбег Абдурахманов. — Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, нужны комплексные исследования, в том числе ДНК млекопитающих. И они нами намечены со следующего года в сотрудничестве с туркменскими коллегами.
По данным института, ученые которого давно занимаются изучением каспийской нерпы, если в начале 1990-х годов популяция млекопитающего достигала 1 миллиона экземпляров, то на настоящий момент, по самым оптимистическим подсчетам, число тюленей составляет от 70 до 90 тысяч особей. Как считает Гайирбег Абдурахманов, основными факторами исчезновения животных являются биологический и антропогенный.
“В свое время мы проводили масштабное исследование добычи нерпы за 300-летний период, — говорит ученый. — К примеру, в СССР только махачкалинский комбинат в год перерабатывал более 70 тысяч голов. Сегодня, конечно, такого нет, зато никуда не делись браконьеры, добывающие млекопитающих из-за их шкурок. Серьезный урон тюленю наносят также брошенные рыбацкие сети, в которых животные запутываются и погибают”. По мнению ученых Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН, негативное воздействие на популяцию млекопитающих стал оказывать и климатический фактор, глобальное потепление.
Серьезный интерес к каспийской нерпе сегодня проявляют ученые и экологи 15 стран. Первый центр по ее реабилитации и изучению при поддержке Международного фонда изучения и реабилитации морских млекопитающих Лени Харт был создан в Иране. Его сотрудники, кстати, летом нынешнего года приезжали в Институт экологии и устойчивого развития ДГУ, знакомились с исследованиями коллег, делились своими наработками.
— Я только что вернулся с ассамблеи Ассоциации государственных университетов прикаспийских стран, в которую входят 52 вуза, — рассказывает Г.Абдурахманов. — В ее итоговом документе отражено три важных пункта: объявить 2018 год в прикаспийских странах Годом каспийского тюленя; во всех вузах, входящих в ассоциацию, начать со следующего года широкую просветительскую программу, повествующую о млекопитающем и шагах по его сохранению; одобрить и поддержать создание в Дагестане Центра по реабилитацию каспийской нерпы.
Совместный проект, который будет осуществляться в республике, предусматривает комплекс мер по сохранению популяции каспийского тюленя. Так, создаваемый центр, помимо изучения млекопитающих, займется реабилитацией тюленей, которые не могут выжить в естественной среде. Он рассчитан на 15 особей, еще 20 тюленей планируется “устроить” в ДГУ, где имеются специальные резервуары-чаны. Проект включает в себя также эколого-просветительский блок. Центр предполагают ввести в эксплуатацию в середине следующего года. В 2018 году намечено также внести каспийского тюленя в Красную книгу России.

Станислав ФИОЛЕТОВ

Фото АНО “Центр природы Кавказа”

Нет комментариев