Хаумеа в кольце

У карликовой планеты обнаружили кольцо. Об этом сообщает New Scientist.

На краю Солнечной системы, за орбитой Нептуна, есть пояс объектов, состоящих изо льда и твердых пород, и среди них выделяются четыре планеты: Плутон, Эрида, Макемаке и Хаумеа. Последняя — самая малоизученная из них и недавно ставшая объектом международной кампании по наблюдению, в которой были установлены ее основные физические характеристики. Исследование, которым руководили астрономы из Института астрофизики Андалусии (Institute of Astrophysics of Andalusia), выявило присутствие вокруг Хаумеи кольца, чему посвящена статья в журнале Nature. Транснептуновые объекты изу­чать трудно из-за их малого размера, низкой светимости и огромной удаленности от нас. Эффективным, но сложным методом астрономических исследований является метод окклюзии, или “звездного затмения”, при котором параметры планеты вычисляются по потускнению света звезды, мимо которой она проходит. И этот метод был успешно применен к Плутону, Эриде и Макемаке. Ученые андалусского института предсказали, что Хаумеа будет проходить перед звездой 21 января 2017 года, и 12 телескопов разных европейских обсерваторий были направлены в эту область. Такое перераспределение технических средств позволило реконструировать с высокой точностью форму и размер карликовой планеты, а также неожиданно обнаружить, что она довольно велика, хотя света отражает меньше, чем предполагалось. Меньше ожидаемой оказалась и ее плотность, что прояснило некоторые догадки относительно этого объекта.
Хаумеа — необычное небесное тело, период полного обращения этой планеты вокруг Солнца по эллиптической орбите составляет 284 года, и в настоящее время она в 50 раз дальше от светила, чем Земля. Но при этом период обращения Хаумеи вокруг своей оси составляет всего около четырех часов. Такая скорость вращения вызывает уплощение, придающее планете эллипсоидную форму мяча для регби. По своей самой длинной оси Хаумеа достигает 2320 км, почти как Плутон, но в отличие от Плутона у нее нет глобальной атмосферы. Есть у Хаумеи и два маленьких спутника. Комментируя самое интересное и неожиданное — наличие кольца вокруг Хаумеи, один из авторов Пабло Сантос-Санз (Pablo Santos-Sanz) в заявлении, распространенном Институтом астрофизики Андалусии, отмечает, что еще несколько лет назад было известно о существовании колец только вокруг гигантских планет. Но недавно их группа открыла между Юпитером и Нептуном два небольших объекта с плотными кольцами, и это явилось полной неожиданностью. “Сейчас мы обнаружили, что еще более удаленные небесные тела, более крупные и с очень разными общими характеристиками тоже могут иметь кольца”, — заключил Сантос-Санз. 70-километровое в ширину кольцо вокруг Хаумеи удалено от центра планеты на 2290 километров.