Дорога перемен. Новосибирские вузы — на пути к новой модели университета.

Тема трансформации университета в меняющемся мире, затронутая на семинаре-конференции Проекта 5-100 в Новосибирске (“Поиск” №39, 2017), звучала и в рамках Всероссийского фестиваля науки в Новосибирске. Дискуссия шла, что называется, в более приземленных условиях: в отсутствие представителей федерального министерства говорили о той пользе, которую университет, в частности опорный, может принести родному региону. Семинар “Университет 3.0 и 4.0. Проектные, сетевые и предпринимательские университеты: поиск ответов на вызовы” проходил 20 октября в Новосибирском государственном техническом университете, несколько дней назад ставшем победителем конкурса площадок для апробации управленческих моделей взаимодействия опорного университета и региона.
Начался семинар торжественно — с подписания соглашения о запуске межвузовской проектно-ориентированной магистерской программы “Методы и инструменты обработки больших данных”. Программа будет реализована на базе трех новосибирских вузов — Новосибирского государственного технического университета, Новосибирского национального исследовательского государственного университета, Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, с участием представителей науки (Институт систем информатики СО РАН), бизнеса (ПАО “Вымпелком”) и региональной власти (Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области). Компания “Вымпелком” будет формировать заказ на подготовку специалистов по самым актуальным направлением “Big Data”, а также обеспечит стажировку магистрантов трех университетов. Лучшим выпускникам гарантировано трудоустройство. Как отметил представитель “Вымпелкома” Игорь Солодов, наконец-то речь идет о нормальной модели сотрудничества бизнеса с вузами, и неудивительно, что реализуется она в Новосибирске, втором (после столицы) центре подготовки научных кадров. Директор ИСИ СО РАН Александр Марчук добавил, что нужно позаботиться и о создании в регионе интересных рабочих мест, дабы не терять специалистов высокой квалификации.
Так разговор плавно перешел на роль университетов современной формации (3.0, 3.0+) как центров притяжения и развития талантов в регионе. Участники дискуссии, как выяснилось, считают, что вести разговор о модели университета 4.0 в российских условиях все-таки пока рано, хотя стремиться к ней стоит. 
По мнению декана факультета бизнеса НГТУ доктора экономических наук Марины Хайруллиной, региональные опорные университеты оказались сегодня в сложной ситуации: с одной стороны, ставятся специфические цели и задачи по развитию региональной экосистемы создания инноваций, с другой — требования по количеству и качеству научных исследований приближаются к стандартам национальных исследовательских университетов. Все это требует кардинальных перемен в системе управления университетом, активного использования таких современных инструментов менеджмента, как стратегические сессии, форсайты, проектное управление и сетевое взаимодействие. Между тем вузовская среда отличается инертностью, если выражаться критически, и сохранением традиций, если посмотреть на другую сторону медали. Так, по словам американского экономиста Кларка Керра, в мире существует всего 85 организаций, основанных до 1520 года и продолжающих свое существование в узнаваемой форме, с похожими функциями, и 70 из них — университеты. Российских среди них, конечно, нет, но, тем не менее, университетские традиции оказали заметное влияние и на историю некоторых регионов нашей страны. Как опорному вузу сочетать стремление к инновациям с продолжением традиций — один из ключевых вопросов грамотной модернизации. 
— На пути к университету 4.0, способствующему опережающему развитию региона, возникает масса небольших, но досадных препятствий. Так, несколько лет назад НГТУ одним из первых вузов в регионе инициировал междисциплинарный проект “Управление инновациями” — но до сих пор все идет со скрипом, факультеты присоединяются неохотно. Система электронного обучения Dispace 2.0 в НГТУ создана, функционирует и даже пользуется спросом со стороны других вузов, но среди онлайн-курсов, подготовленных преподавателями, примерно половина не соответствует предъявляемым требованиям, — рассказал директор Института дистанционного обучения профессор Михаил Рояк. Министерство рекомендует активизировать самообразование студентов, в том числе с помощью массовых открытых онлайн-курсов, но, чтобы учитывать их в балльной рейтинговой системе, принятой в НГТУ, нужны специальные нормативные документы. Межфакультетские студенческие проектные команды работают в бизнес-инкубаторе “Гараж”, участвуют в различных конкурсах, руководство университета даже строит в студгородке современный коворкинг-центр с круглосуточным питанием, однако найти 10-15 тысяч рублей на создание прототипа прибора по-прежнему непросто. 
Честный и конструктивный разговор, состоявшийся в НГТУ, позволил и ректорату, и преподавателям, и представителям региональной власти вышеупомянутые помехи увидеть и подумать над их устранением. Недаром в современных условиях по-новому начинает звучать и классический девиз Новосибирского государственного технического университета, некогда сформулированный Сенекой: “Docendo discimus” — “Обучая, учимся сами”.
Ольга Колесова

Нет комментариев