Совет да интеграция. Новое руководство СО РАН представило программу действий.

Буквально через пару дней после оглашения результатов выборов руководители Сибирского отделения — председатель СО РАН и вице-президент РАН, научный руководитель Института катализа академик Валентин Пармон и главный ученый секретарь СО РАН, директор Института теплофизики член-корреспондент РАН Дмитрий Маркович — собрали журналистов, чтобы поделиться планами на будущее. 

Итоги академических выборов Валентин Пармон счел очень благоприятными для Сибирского отделения: “Новое руководство Российской академии наук намного сильнее, чем предыдущее, ориентировано на регионы. Ставший президентом РАН академик Александр Михайлович Сергеев родился, учился и всю жизнь работал в Нижнем Новгороде. К тому же впервые в президиум академии вошло сразу восемь представителей Сибирского отделения — половина по списку СО РАН, половина — по предложению президента”. 
Но нынешние условия, по мнению нового председателя, весьма ограничивают возможности региональных отделений. “Не надо думать, что у академии очень много власти, — сказал он. — Мы работаем в изменившемся законодательном поле при так и не реализованной до конца новой модели управления наукой. У Сибирского отделения РАН нет, как до 2014 года, собственной строчки в госбюджете Российской Федерации, и мы, не имея прежних рычагов воздействия, должны выполнять все возложенные на нас обязанности — по научно-методическому руководству НИИ и вузами, экспертизе крупных государственных проектов, пропаганде науки и так далее”. 
По мнению В.Пармона, закон “О Российской академии наук…”, безусловно, нуждается в существенных поправках, но выдвигать их следует от лица всей академии. А первоочередная задача нового руководства СО РАН — консолидация институтов в Сибирском отделении. И для этой нелегкой работы есть конкретные рычаги и механизмы даже в отсутствие отдельной бюджетной строки.
Так, одним из ближайших шагов должно стать восстановление в полном объеме координирующих функций 11 Объединенных ученых советов (ОУС) СО РАН по направлениям наук. “Они должны играть главную роль в научно-методическом руководстве учреждениями ФАНО и Минобрнауки, обосновании и планировании перспективных исследований, экспертизе проектов, решении кадровых вопросов”, — считает новый председатель. 
Объединенные ученые советы должны согласовывать программы исследований (академик Пармон напомнил, что ФАНО ни копейки не выделяет по не согласованным ОУС тематикам), влиять на назначение директоров и заместителей директоров по науке (актуально: например, из 13 химических институтов СО РАН сегодня только два возглавляют члены РАН), координировать работу с университетами и корпорациями.
Есть рычаги для интеграции и на федеральном уровне — несколько представителей Сибирского отделения, в том числе В.Пармон и Д.Маркович, входят в Научно-координационный совет ФАНО. Новое руководство отделения считает, что академии и агентству надо не отталкивать друг друга, а искать пути сопряжения возможностей.
Конечно, нельзя было не обсудить ситуацию в региональных научных центрах — вопрос объединения институтов, иногда немотивированного, стоит слишком остро. “Тот вариант, что реализован в Красноярске (объединение институтов под эгидой ФИЦ “Красноярский научный центр СО РАН”), позволил полностью сохранить целостность научной организации, оставить в одних руках и материальный комплекс, и рычаги управления, — отметил В.Пармон. — Фактически здесь восстановлена система организации науки образца 1960-х годов. Томск пошел по другому пути (программа “ИНОТомск”), в Иркутске возможен третий”. 
В тех научных центрах, где реструктуризация еще не прошла, она должна стать результатом конструктивного компромисса, считает академик. Нужно не проводить управленческие решения сверху, а прислушиваться к голосам с мест, к мнению “полевых командиров”. 
“Что касается Новосибирского научного центра, то здесь ситуация намного более сложная, — продолжил председатель СО РАН. — В других регионах центры были и остаются обособленными юридическими лицами, в Новосибирске же исторически существуют самостоятельные научно-исследовательские институты и отдельно от них — Сибирское отделение как юридическое лицо. Нет единой организации — нет возможности создания единого управленческого пространства. В Академгородке, если говорить о земельных ресурсах и объектах инфраструктуры, сегодня есть несколько “больших хозяев“. Это по-прежнему Сибирское отделение РАН, а также ФАНО, Минобрнауки (в лице НГУ), Новосибирская область и муниципалитет. И нужно консолидированно вырабатывать стратегию развития Академгородка”. 
Валентин Пармон считает осуществимым один из пунктов своей программы — о создании в Новосибирском академгородке многоотраслевого интегрированного научного центра федерального уровня. Правовой основой для создания такой мегаструктуры глава СО РАН видит готовящийся федеральный закон о технологических долинах. “Под этот документ нужно подстраиваться, — считает В.Пармон. — Сегодня в контур Новосибирского научного центра включены и аграрный академгородок Краснообск, и микробиологический наукоград Кольцово, и комплекс Отделения медицинских наук. Задачу объединения надо решать сообща. Но одним скачком этого не добиться”. 
Другая актуальная задача — развитие интеграционных исследований, поскольку “открытия совершаются на стыках наук”. Долгое время визитной карточкой Сибирского отделения были именно интеграционные проекты. Они частично реализуются через механизм программ СО РАН, однако, по мнению академика Пармона, такие работы возможны и в системе ФАНО — нужна лишь воля со стороны Объединенных ученых советов и согласие институтов зарезервировать определенные средства в бюджете.
Но руководство Сибирского отделения планирует пойти с помощью интеграции дальше, уделив внимание задачам технологического развития страны. “СО РАН должно стать координатором и системным интегратором проектов, выполняемых для индустрии”, — убежден Дмитрий Маркович. В качестве примера координирующей функции СО РАН в новых условиях было названо создание перспективного гражданского авиадвигателя ПД-35. 
“Объединенной двигательной корпорации не интересно заключать множество договоров с институтами разного профиля, — продолжил В.Пармон. — Промышленности нужен единый партнер, интегратор и координатор, каковым может выступать Сибирское отделение”. По предложению В.Пармона в новые редакции уставов РАН и СО РАН в качестве одной из задач академии внесена “координация мультидисциплинарных проектов”.
“В свое время Сибирское отделение создавалось для решения государственных задач: по линии обороны и безопасности, комплексного исследования минеральных и биологических ресурсов Сибири, обеспечения здоровья населения региона, — напомнил Валентин Пармон. — Мы — государевы люди. Сила сибиряков не в лоббировании своих интересов в кабинетах власти, а в высокой квалификации исследователей, умеющих довести работу до практического результата”.
Наконец, что не может не радовать коллег-журналистов, одной из актуальных проблем главный ученый секретарь СО РАН Дмитрий Маркович обозначил популяризацию науки: “Предшествующее руководство РАН здесь, вероятно, недорабатывало. Если бы науке на федеральных телеканалах и в печатных изданиях уделялось такое же внимание, как большому спорту, отношение к ней общества и власти было бы совсем другим”.
Ольга КОЛЕСОВА
Фото Юлии ПОЗДНЯКОВОЙ

Нет комментариев