Интеллектом по бездорожью. Российские студенты отличились в международном хакатоне.

Сорок восемь часов отводилось участникам первого международного хакатона (так называется соревнование-марафон программистов) по искусственному интеллекту и компьютерному зрению VisionHack на решение актуальных прикладных задач по движению беспилотных автомобилей. Померяться силами в Москву съехались студенческие команды крупнейших университетов мира: Массачусетского технологического института (США), Университета Кембриджа (Великобритания), Аризонского университета (США), Университета Висконсин-Стаут (США), Университета науки и технологии Гонконга, Пекинского научно-технического университета (КНР), Политехнического университета Каталонии (Испания). Россию представляли команды МГУ им. М.В.Ломоносова, Физтеха, НИТУ “МИСиС”, СПбГУ, Университета ИТМО, Сколтеха, КФУ, Иннополиса и других вузов. Всего в соревнованиях приняли участие 27 студенческих команд из 5 стран. Организаторы хакатона — НИТУ “МИСиС” и компания Cognitive Technologies при поддержке Внешэкономбанка и Фонда “Сколково”. 

С большим отрывом в соревнованиях победила команда DoubleA (Андрей Беляев, Александр Громов, Константин Софиюк), предложившая наиболее точное и полное решение задачи движения на наборе заданных дорожных ситуаций. Все ее участники — магистранты 2 курса факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. В тройку победителей вошли также команда МФТИ и еще одна — из МГУ, на четвертом месте — сборная из МГУ, СПбГУ и московской школы №2107. В десятке лучших — две команды НИТУ “МИСиС”, по одной из Сколтеха, КФУ и Иннополиса. А замыкает топ-10 команда из Политехнического университета Каталонии (Испания). “Это был первый в мире хакатон по компьютерному зрению, поэтому победу российских программистов можно назвать исторической”, — прокомментировала итоги соревнований президент компании-организатора Ольга Ускова.

Участникам предлагалось решить пять задач разной сложности и в итоге создать интеллектуальную систему управления беспилотным автомобилем, позволяющую существенно повысить безопасность дорожного движения. 

— Нам всем выдали 400 десятисекундных видео, половина из которых были “размечены”, то есть содержали указания на препятствия по ходу движения автомобиля. На оставшейся половине видео этого известно не было, и нам предстояло обучить программы определять наличие мостов, пешеходных переходов, туннелей, “лежачих полицейских”, знаков въезда и выезда в город. В итоге автомобиль должен был безошибочно передвигаться в предлагаемых условиях, “чувствуя” различные препятствия, изменившуюся дорожную ситуацию. В процессе решения задачи мы пришли к выводу, что стандартные алгоритмы компьютерного зрения подходят к данной ситуации неидеально. На спецсеминаре в МГУ мы разбирали все тонкости и возможности их применения, но много времени уделяли и нейронным сетям, предназначенным для работы с изображениями. Мы использовали эти знания, и в итоге показали лучший результат почти по всем типам заданий, — рассказал капитан команды DoubleA Андрей Беляев.

Интересно, что обе победившие команды из МГУ — ученики доцента факультета ВМК МГУ, заведующего лабораторией компьютерной графики и мультимедиа Антона Конушина. Для него в победе ребят ничего удивительного нет. 

— Те задачи, которые ставились на хакатоне, они решают в курсовых и дипломных работах, — сказал он. — Эти задачи относятся к области компьютерного зрения, которое является одним из основных направлений исследований нашей лаборатории, основанной в 2002 году пионером компьютерной графики в России кандидатом физико-математических наук Юрием Баяковским. С тех пор мы читаем студентам ВМК профильные курсы, которые постоянно обновляем, привносим в них последние новинки computer science. Многие университеты, команды которых были представлены на хакатоне, эти знания перенимают у нас. Ну и, конечно, немаловажно, что МГУ привлекает наиболее сильных студентов. Всё вместе и дало такой хороший результат.

Антон Конушин прокомментировал также использование при создании автомобиля-беспилотника программ компьютерного зрения:

— Подобными задачами занимаются многие компании. Насколько мне известно, те беспилотные автомобили, которые сейчас испытываются в России и за рубежом, используют не только системы компьютерного зрения, но и другие виды датчиков. При этом компьютерное зрение — очень важный аспект, который, безусловно, нужен. Сейчас в мире уже существует немало прототипов автомобилей-роботов. Например, достаточно давно опытные образцы испытываются в США. В России некоторые компании тоже создают свои автоматические и полуавтоматические системы. И хотя они пока не дошли до такого уровня, чтобы могли ездить без участия человека-водителя в городских условиях, вся ситуация к этому движется. Я думаю, в ближайшей перспективе мы увидим создание успешно работающей системы.

Хакатон VisionHack, посвященный технологии компьютерного зрения и беспилотному транспорту, проводился впервые в мире. Его призовой фонд составил 30 тысяч долларов, а вся созданная в его рамках интеллектуальная собственность принадлежит командам.

Светлана Беляева

Фото с сайта http://misis.ru

 

Нет комментариев