В зависимости от независимой. Вузам придется работать с оглядкой на внешнюю оценку.

За три года проведения мероприятий по независимой оценке качества образования (НОКО) (в 2015-2017 годах) в общей сложности была проанализирована деятельность 903 государственных и негосударственных вузов и филиалов. Оператор исследования — команда “Социального навигатора” МИА “Россия сегодня”, при поддержке Минобрнауки РФ. Результаты были озвучены на площадке информационного агентства руководителям вузов, представителям общественных организаций и СМИ. Презентация сопровождалась комментариями экспертов. Главное внимание организаторы и участники пресс-конференции уделили итогам третьего этапа исследования, который проходил в текущем году. Напомним, что НОКО учитывает открытость и доступность информации о деятельности высших учебных заведений, а также студенческий опыт обучения.

В 2017 году выборка охватила только частные университеты и филиалы вузов, подведомственных разным отраслевым министерствам, — в общей сложности 400 организаций, расположенных на территориях 66 регионов. Помимо информации, размещенной на их сайтах, при формировании интегральной оценки (от 0 до 10) применялись данные анкетирования, организованного “Социальным навигатором”. 

— В текущем году опрос проходил с 25 августа по 10 сентября, и за это время мы получили с оригинальных IP-адресов более 25 тысяч анкет; почти 20 тысяч из них заполнили студенты, — сообщила начальник Управления проектов в области образования и в социальной сфере Дирекции государственных интернет-проектов МИА “Россия сегодня” Наталья Тюрина. Она обратила внимание на рост интереса к исследованию со стороны родителей и преподавателей вузов, а также на наиболее проблемный показатель этого и прошлогоднего этапов — отрицательные отзывы об уровне коммуникаций между участниками образовательного процесса и администрацией учебных заведений. Эксперты, в частности, отметили отсутствие на сайтах ранжированной информации об обращениях граждан, а также электронных форм для внесения предложений и обращений студентов к администрации вуза и сведений о результатах их рассмотрения. 

В группу лучших попали 38 негосударственных университетов и филиалов. Внутри этот список не ранжирован, вузы в нем расположены в алфавитном порядке. Наибольшую поддержку своим учебным заведениям оказали Алтайский край, Забайкальский край, Астраханская, Калининградская, Курская, Оренбургская, Пензенская, Томская, Тюменская и Ульяновская области, республики Бурятия, Карелия, Крым, Марий Эл, Северная Осетия — Алания, Хакасия и Ямало-Ненецкий автономный округ. Среди филиалов самые положительные оценки (8,5 и выше) получили в этом году структуры университетов Федерального агентства железнодорожного транспорта, Министерства юстиции РФ, Минздрава РФ, Правительства, Верховного суда и Министерства культуры РФ. 

— Независимая оценка позволяет получать обратную связь со студентами и родителями, узнать, насколько деятельность вузов и филиалов отвечает их ожиданиям, — констатировал статс-секретарь — заместитель министра образования и науки РФ Павел Зенькович. 

Он также отметил, что одновременно рассматриваются уровни и информационной открытости университетов, и профессиональной компетентности их сотрудников, причем не только с точки зрения “глубокого знания предметов”, но и в плане налаживания коммуникаций с учащимися и общественностью. 

— Эта информация позволяет нам сопоставить ее с нашими данными и оценить не только качество образования, но и дружественность вузов по отношению к внешней среде, — добавил замминистра. По его словам, показатели НОКО не используются в качестве основания для принятия каких-либо административных решений, но, тем не менее, ректоры со вниманием относятся к результатам исследования, “берут на карандаш” проблемные моменты деятельности своих вузов и стараются оперативно исправить ситуацию. 

Павел Зенькович напомнил, что, согласно поручениям Президента РФ, НОКО должна стать одним из факторов оценки работы руководства университетов и эффективности их деятельности, и сейчас в Госдуме РФ активно обсуждается соответствующий законопроект. О том, какие задачи в связи с этим стоят перед депутатами, на пресс-конференции рассказала заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель рабочей группы ОНФ “Образование и культура как основы национальной идентичности” Любовь Духанина: 

— Необходимо решить вопрос о влиянии местного самоуправления на процесс оценивания, о формировании общественных советов. Существующие нередко фактически поддерживают позицию власти, поэтому надо искать более точное решение. Необходимо также правильно подойти к определению условий принятия кадровых решений с учетом НОКО. Есть предложение дополнить имеющиеся  критерии оценки — в этом могут быть заинтересованы регионы. 

Наталья Тюрина выделила важную тенденцию, показанную в исследовании: такие ведущие вузы, как Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”, Российский государственный экономический университет им. Г.В.Плеханова, Российская академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ и др., успешно выстраивают в разных регионах страны филиальные сети, ориентированные на единые стандарты качества, обеспечивая таким образом равенство доступа к качественному вузовскому образованию и способствуя распространению лучших практик. 

Татьяна Возовикова

 

 

Нет комментариев