Вот и прадед! Установлен общий предок больших кошек.

Американский научный журнал Science Advances опубликовал результаты масштабной работы по расшифровке генома ягуара и сравнению его с геномами других больших кошек — льва, тигра, леопарда и снежного барса. Международное исследование возглавили эксперты Центра геномной биоинформатики им. Ф.Г.Добржанского Санкт-Петербургского госуниверситета под руководством доктора Стефана О’Брайена вместе с коллегами из Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия). Участие в проекте также приняли ученые из США, Испании, Португалии, Ирландии и Аргентины.

Исследователи установили, что все большие кошки, принадлежащие к роду Panthera (лев, тигр, леопард и снежный барс), произошли от одного предка, более всего напоминающего современного леопарда. Различия между представителями разных видов этого рода начали проявляться около 4,6 миллиона лет назад. С течением времени численность популяции всех видов заметно уменьшилась, в результате чего сократилось и их генетическое разнообразие.

Выживать и развивать новые способности этим животным на протяжении веков помогало скрещивание. Например, ягуар, обладающий самым сильным укусом из всех больших кошек, после скрещивания со львом стал заметно крупнее, а также приобрел возможность охотиться на крокодилов и черепах.

Результаты исследования открывают новые перспективы для подробного изу-чения эволюционных процессов среди больших кошек. Уже сейчас полученные данные используются для геномного анализа популяции животных, что поможет оценить их генетическое разнообразие.

“Проведенный нами анализ эволюционной иерархии, а также следов древней гибридизации позволил выявить предпосылки идентификации двух генов, которые отвечают за развитие зрительного нерва у животных, — рассказал доктор Стефан О’Брайен. — Информация, которую мы получили, несомненно, будет использована специалистами в сфере охраны окружающей среды. Знание секретов эволюционной адаптации поможет человечеству сохранить виды, находящиеся под угрозой исчезновения”.

Профессор О’Брайен также добавил, что сейчас ученые центра работают над составлением геномной характеристики малоизученных видов кошек. Благодаря этому эволюционная адаптация этих видов будет изучена так же тщательно, как адаптация самых известных крупных хищников семейства кошачьих.

Пресс-служба СПбГУ