Соколы под шпилем. Сапсаны обживаются в Главном здании МГУ.

Ректор МГУ Виктор Садовничий окольцевал трех птенцов сокола-сапсана из гнезда, расположенного на Главном здании университета.

Несколько лет назад при поддержке В.Садовничего Экоцентр МГУ совместно с Русским соколиным центром “ВНИИ Экология” начал первый в стране проект по реинтродукции сапсана. В 2005 году, после того как несколько птенцов были выпущены на волю, на Главном здании университета поселилась пара соколов, для которой на 30-м этаже была оборудована гнездовая ниша. Она расположена под шпилем рядом с гербом СССР и выходит на Москву-реку.

В этом году у пары появилось потомство: три птенца. Это положило начало естественному восстановлению редкого вида, исчезнувшего в Московском регионе в конце 1960-х годов.

В круглом зале — ротонде  Музея землеведения ректор МГУ Виктор Садовничий под руководством главы Научно-методического центра “Биоразно-образие” Александра Сорокина, ответственного за программу восстановления популяции сапсанов в Москве, окольцевал птиц, надев им на левую лапу кольцо с номером московского Центра кольцевания, на правую — кольцо для дистанционного распознавания.

На территории Москвы сокол-сапсан известен еще с допетровских времен: в правление Василия III его изображение чеканили на монетах. Изначально он гнездился на высоких деревьях, затем облюбовал колокольни церквей и Кремлевские башни. Одно из гнезд сапсанов было на колокольне Ивана Великого.

В первой половине XX века численность популяции сапсанов по всему миру начала стремительно падать. Как выяснили ученые, их вымирание было связано с широким применением инсектицидов в сельском хозяйстве. Эти токсичные соединения вызывают у птиц истончение скорлупы. При высиживании яиц с тонкой скорлупой самки зачастую раздавливали их. Последнее гнездо соколов-сапсанов в Москве, находившееся на одной из старых сосен Лосиного острова, исчезло в 1968 году.

Сегодня в Москве гнездится пять пар сапсанов. Биологическая емкость столицы оценивается не менее чем в 30 пар.

Владимир ПЕТРОВ