Каркас из чернил

Биоинженеры предложили метод создания органоспецифических тканевых лоскутов. Об этом сообщает The Scientist.

Случайно пролитый в лаборатории биологический материал привел к созданию биоактивных “тканевых листов”, которые могут служить каркасом для выращивания клеток и заживления ран. Описанный в журнале Advanced Functional Materials клеточный каркас — первый в своем роде органоспецифический и выполнен в шести различных вариантах. Адам Якус (Adam Yakus) из Северозападного университета (Northwestern University) обнаружил листовой каркас после того, как пролил так называемые чернила для трехмерной печати яичников, сделанные из децеллюляризованной ткани яичников. Децеллюляризация — это биоинженерная процедура, при которой клетки какого-либо органа смываются или разрушаются, а от всего органа остается только каркас из соединительной ткани. Ранее Якус уже создавал подобные каркасы для выращивания на них материала в целях восстановления и регенерации костной, мышечной и нервной тканей. “Я знал, что пролившиеся чернила легче собрать, если дать им высохнуть”, — сказал ученый в комментарии The Scientist. И когда он вернулся в лабораторию, чтобы вытереть высохший материал, обнаружил его растекшимся и затвердевшим в тонкий, пластичный, но прочный лист. Эластичность и стойкость полученного тканевого листа сразу навела Якуса на мысль о перспективе использования его в хирургии, а также для выращивания на нем клеток, и он решил попробовать сделать такие же листы для других органов.

Якус измельчил биоматериал коровы и свиньи, а затем промыл все с детергентом для растворения всех клеток с сохранением структурных белков, таких как коллагены и эластины, а также биоактивных агентов, в частности ростовых факторов. После этого материал выглядел как полупрозрачное желе, которое ученые подвергли сублимационной сушке с заморозкой, а после размололи в пудру. После смешивания порошка с полимером получились тонкие и эластичные листы. Создание таких листов, которые называются внеклеточным матриксом, не ново, новизна в том, что их можно сделать органоспецифичными. В прежних подобных попытках получаемый материал был недостаточно прочен для того, чтобы его можно было сгибать, разрезать и сворачивать без утраты полезных свойств. Якус с коллегами проверили пригодность своих тканевых листов в качестве каркаса для выращивания клеток, засеяв их человеческими взрослыми стволовыми клетками. Через четыре недели они увидели рост и пролиферацию клеток, то есть приобретение последними разных органоспецифических особенностей. В частности, ученые наблюдали рост на тканевом листе фолликулов яичника. Ткань яичника подвержена разрушению при химиотерапии и облучении, и сохранение фолликулов невредимыми представляет большой интерес. Субстрата для поддержания их роста до сих пор не было.

Изображение с сайта www.the-scientist.com