Загорелись горением. Самарцы строят уникальную установку для востребованных исследований.

В Самарском национальном исследовательском университете им. академика С.П.Королева на средства мегагранта, выделенного Правительством РФ, создается экспериментальная установка для исследования реакций горения. Работа ведется под руководством профессора Международного университета Флориды Александра Мебеля. По результатам исследований коллектив ученых предложит инженерам-двигателистам физически обоснованные модели горения для конструирования принципиально новых экологичных и энергоэффективных камер сгорания для газотурбинных двигателей.

Проект направлен на решение злободневной проблемы — предотвращение загрязнения окружающей среды. Международные нормы эмиссии вредных выбросов постоянно ужесточаются, и, для того чтобы российские производители были конкурентоспособны на мировом рынке, нужны новые экологически чистые технологии горения.

“Важно минимизировать образование сажи, канцерогенных веществ еще на этапе проектирования двигателей внутреннего сгорания, газовых турбин, авиационных и ракетных двигателей. Для этого необходимо понять, как эти вещества образуются. В рамках работы по мегагранту мы исследуем соответствующие фундаментальные механизмы”, — пояснил А.Мебель.

По словам ученого, лаборатория, которая создается для решения этих задач, по уровню оснащенности приборами и квалификации участников будет одной из лучших в мире. Ее уникальность в том, что в ней будет реализован завершенный цикл исследований процессов горения, начиная от изучения элементарных атомно-молекулярных столкновений и заканчивая разработками экологически чистых и энергоэффективных технологий горения.

В лаборатории будет построена экспериментальная установка для исследования реакций горения. “Таких установок в мире всего три — в США (в Беркли и на Гавайях) и в Китае (Хэфей). Для строительства четвертой установки в Самарском университете сейчас закупается оборудование”, — рассказал А.Мебель.

В ходе работы ученым предстоит рассчитать, при каких условиях химические реакции ведут к полному сгоранию энерговыгодных продуктов. Это необходимо для того, чтобы новые камеры сгорания были более энергоэффективными и работали с гораздо большим КПД, чем сейчас.

После того как ученые сделают все теоретические расчеты и прогнозы, компьютерные модели горения проверят уже в ходе эксперимента. После подтверждения их корректности и точности полученные надежные модели горения (которые позволят рассчитать, как ведет себя пламя в различных камерах сгорания) передадут инженерам-двигателистам для создания оптимальной конструкции камер сгорания двигателей.

Ирина КУДРИНА