В прогнозе — девальвация. Новый закон обесценит ученые степени.

Представленный на общественное обсуждение проект Федерального закона “О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации” предполагает кардинальную перестройку системы присуждения ученых степеней в нашей стране. К каким последствиям для российской науки и образования приведет реализация этих предложений? Как это скажется на конкурентоспособности нашей страны на мировом рынке исследований и образования? Об этом размышляет член Совета по науке при Минобрнауки России и Совета Общества научных работников, ведущий научный сотрудник НИИ механики МГУ им. М.В.Ломоносова Андрей Цатурян.

Современная Россия унаследовала систему государственной аттестации научно-педагогических кадров Советского Союза: их присуждает уполномоченный государственный орган (сейчас это Министерство образования и науки) по рекомендации Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Законопроект предлагает делегировать присуждение ученых степеней независимым диссертационным советам, которые будут созданы при наиболее авторитетных научных и образовательных организациях. Лишать ученых степеней, согласно законопроекту, будут те же диссертационные советы, которые их присудили. Нетрудно представить, насколько объективно они будут рассматривать такие заявления. 

Вместо ВАК предполагается создать новый орган с похожим названием — Высшую квалификационную комиссию (ВКК). Она будет полностью отстранена от присуждения ученых степеней, но станет рассматривать апелляции на решения диссертационных советов по заявлениям о лишении ученой степени, а также рекомендовать Министерству образования и науки приостановить или прекратить работу отдельных диссертационных советов по результатам рассмотрения апелляций и ежегодной оценки работы диссертационных советов.

На первый взгляд, законопроект приближает нашу систему аттестации к тем, которые действуют во многих (хотя и не во всех) развитых в научном отношении странах мира. Там ученые степени присуждают отдельные университеты, которые несут за их качество репутационную ответственность. Однако никаких гарантируемых государством прав и привилегий ученая степень в этих странах не приносит. В нашей стране почти 100 лет действует система государственной аттестации научно-образовательных кадров. Различные привилегии, представляемые государством обладателям ученых степеней, предусмотрены не только федеральными законами. Они рассыпаны по бесчисленным подзаконным актам ведомств и организаций. Эти привилегии касаются таких важных и социально значимых отраслей, как медицина, юриспруденция и образование, где ученая степень позволяет продвинуться по карьерной лестнице и занять руководящую должность. Чтобы отделить от государства систему присуждения ученых степеней, надо пересмотреть все эти бесчисленные нормативные акты. Думаю, что людских и материальных ресурсов для проведения такой титанической работы в стране нет. В самом законопроекте этот вопрос даже не затрагивается. Просто предполагается, что ученые степени, самостоятельно присуждаемые организациями, будут приравнены к старым, ваковским. А значит, все материальные и моральные издержки, связанные с их наличием у тех, кто получил их без достаточных оснований, будут лежать на нас, гражданах и налогоплательщиках.

Благодаря сообществу “Диссернет” мы осознали, в каком бедственном состоянии находится наша система присуждения ученых степеней. В базе данных “Диссернета” имеется около 7000 диссертаций, содержащих масштабные некорректные заимствования, если попросту — большие куски списанных текстов. Среди авторов и научных руководителей таких диссертаций есть государственные чиновники, депутаты различного уровня и, что, на мой взгляд, самое опасное, профессора и преподаватели высшей школы и руководители образовательных учреждений, от директоров средних школ до ректоров крупнейших университетов. 

Большинство авторов фальшивых диссертаций нельзя лишить ученой степени: в 2013 году было принято Постановление Правительства РФ №842, которое ввело “срок давности” для лишения степени авторов диссертаций, защищенных до 2011 года. В Государственной Думе, которая рассматривала в 2015 году соответствующий проект федерального закона, для отмены “срока давности” не хватило голосов: депутаты фракции “Единая Россия” в голосовании не участвовали, чтобы провалить законопроект.

В последние годы Министерство образования и науки и ВАК прикладывали заметные усилия для нормализации ситуации. Были закрыты сотни диссертационных советов, освобождены от наиболее скомпрометировавших себя лиц самые “проблемные” экспертные советы ВАК (к сожалению, не полностью), а десятки авторов фальшивых диссертаций, включая весьма высокопоставленных, были лишены ученой степени. Эта работа, по-видимому, столкнулась с серьезным противодействием со стороны заинтересованных лиц. Теперь государство решило избавить себя от “головной боли”, отдав присуждение ученых степеней образовательным и научным организациям, а себе оставить лишь призрачные контрольные функции. 

Демонтаж государственной системы присуждения ученых степеней уже начат: 23 мая 2016 года принят Федеральный закон №148, который делегирует МГУ, СПбГУ и некоторым другим университетам и научным организациям право самостоятельно присуждать ученые степени государственного образца. 

Процесс создания новых диссертационных советов в МГУ и СПбГУ еще не завершен, количество защищенных там диссертаций исчисляется пока единицами, опыт их работы не был собран и проанализирован. Однако Правительство РФ приняло 11 мая 2017 года Постановление №553, существенно расширившее список организаций, которые смогут самостоятельно присуждать ученые степени. Их будет около 50, в том числе все федеральные и национальные исследовательские университеты. Автор этих строк проверил по базе “Диссернета” по пять диссертационных советов по общественным и гуманитарным наукам, действующих в настоящее время при двух из десяти федеральных университетах — Южном и Казанском. Оказалось, что во все десять советов входят люди, являющиеся авторами, научными руководителями, консультантами или оппонентами диссертаций, в которых экспертами “Диссернета” были обнаружены масштабные некорректные заимствования. Легко понять, что произойдет, когда эти университеты начнут самостоятельно присуждать ученые степени. 

Результатом реализации действующих нормативных актов и принятия обсуждаемого закона в его нынешнем виде станет поспешное и неподготовленное самоустранение государства из важнейшей для будущего страны сферы. Это чревато серьезными последствиями. Поскольку, по данным “Диссернета”, ректоры российских вузов представляют собой социальную группу, в которой процент авторов и научных руководителей фальшивых диссертаций наибольший, трудно ожидать, что они внезапно озаботятся репутацией вверенных им учреждений. Скорее наоборот, затаившиеся было фабрики фальшивых диссертаций в этих университетах заработают с новой силой. Это, в свою очередь, приведет к быстрой девальвации российских ученых степеней и подорвет позиции нашей страны на мировом рынке исследований и образовательных услуг, заработанные предыдущими поколениями ученых. Перефразирую сказанное почти 150 лет назад М.Салтыковым-Щедриным: дело может дойти до того, что за наш кандидатский диплом “в морду будут давать”.

Как же децентрализовать систему государственной аттестации и снизить бюрократическую нагрузку на аспирантов и соискателей, оставив в руках государства контроль качества присуждаемых от его имени ученых степеней? Коллеги, занимавшиеся этой проблемой, предложили разработчикам законопроекта простой и легко реализуемый вариант. Поскольку ВАК (ВКК) освободят от присуждения степеней, он может и должен стать первой и основной независимой инстанцией при рассмотрении заявлений о лишении ученой степени. Вместо этого законопроект предлагает закрепить дискредитировавшую себя практику, когда заявление о лишении степени рассматривает тот же совет, который ее присудил. Насколько мне известно, сейчас Минобрнауки готовит изменения в существующие нормативные акты, чтобы прекратить эту порочную практику. Но “другой рукой” министерство почему-то предлагает закрепить ее в рамочном федеральном законе.

Чтобы дать диссертационным советам возможность исправить свою ошибку по вновь открывшимся обстоятельствам, можно будет направлять им копии заявлений о лишении степени и разрешать пересматривать свои решения и лишать нарушителей незаслуженной степени. Если к моменту заседания экспертного совета ВКК организация отзывает ученую степень, то дело закрывается безо всяких последствий для диссертационного совета. Если же этого не происходит, то ВКК должна рассмотреть дело по существу с проведением необходимых экспертиз в рамках открытого обсуждения, как это принято в научном сообществе. Решение ВКК о лишении степени должно автоматически ставить вопрос о целесообразности дальнейшего существования диссертационного совета. ВКК также должна иметь право ставить вопрос о закрытии диссоветов по результатам мониторинга их работы. Лишь в таком случае будет обеспечено единообразие требований к диссертациям в нашей огромной стране. 

Почему, несмотря на очевидный конфликт интересов, в законопроекте оставлено положение о том, что заявление о лишении ученой степени должен рассматривать заинтересованный диссертационный совет, эту степень присудивший, для меня загадка. А вот к чему приведет реализация этого положения, гадать, увы, не приходится.

В разделе законопроекта, относящемся к аттестации, имеются и другие “узкие места”, требующие внимания научного сообщества и профессионального обсуждения. В нем, в частности, не закреплено действующее правило, обеспечивающее неограниченный публичный доступ к полным текстам диссертаций, авторефератов и отзывов оппонентов. Следует также уточнить требования к изданиям, в которых должны публиковаться результаты диссертаций, статус патентных заявок, правила формирования ВКК и другие важные моменты. 

Насколько мне известно, Совет по науке при Минобрнауки и Совет Общества научных работников планируют принять  участие в общественном обсуждении законопроекта. Коллегиальная точка зрения этих организаций будет изложена в их предложениях и обнародована.

 

Нет комментариев