Ловушка для нейтрино

Строительство установки для нового масштабного эксперимента в физике элементарных частиц началось в США. С подробностями — Sciencemag.org.

В городе Лид в Южной Дакоте дан торжественный старт экскаваторным работам, знаменующим начало нового большого эксперимента в области физики элементарных частиц, сообщает сайт журнала Science. Подземная лаборатория создается для Нейтринного эксперимента с длинной базой (Long-Baseline Neutrino Experiment), таково его официальное название. В этом эксперименте поток нейтрино из Национальной ускорительной лаборатории Ферми, Fermilab, в Иллинойсе пройдет через толщу земных пород к детектору, который начали сооружать в 1300 километрах от нее, в Южной Дакоте. Для размещения детектора нужно будет вырыть огромную яму на глубине полутора тысяч метров, в ней будет находиться резервуар с охлажденным жидким аргоном. Загадочные субатомные частицы нейтрино по численности превосходят все остальные материальные частицы и настолько слабо взаимодействуют с веществом, что каждую секунду сквозь нас проходят незамеченными триллионы нейтрино. Нейтрино бывают трех типов — электронные, мюонные и тау, и все они могут осциллировать, то есть переходить из одного типа в другой. Отправляя мюонные нейтрино из ускорителей частиц на удаленные подземные детекторы, физики уже получили некоторое представление об этих осцилляциях. Нейтринный эксперимент с длинной базой направлен на выяснение деталей и проверку самой теории, описывающей феномен осцилляции. Он позволит также оценить некоторую асимметрию между нейтрино и антинейтрино, что может дать ключ к разгадке тайны ранней Вселенной, когда материя быстро возобладала над антиматерией.

Подобный эксперимент был задуман американскими физиками еще в 2001 году как часть большой многоцелевой лаборатории в заброшенном золотом руднике Хоумстейк, что в городе Лид. Его должен был финансировать Национальный научный фонд (NSF). Однако в 2010 году Национальный совет по науке (National Science Board), определяющий политику фонда, отклонил идею, переложив организацию нейтринного эксперимента на Министерство энергетики (Department of Energy). После нескольких лет споров о том, какое из ведомств должно им заниматься, в 2014 году Министерство энергетики согласилось возродить эксперимент, но в виде интернационального проекта. В строящемся детекторе будет 20 тонн жидкого аргона, он носит название “Глубокий подземный нейтринный эксперимент”, аббревиатура от английского названия — DUNE (Deep Underground Neutrino Experiment). Бюджет Министерства энергетики, запрошенный на этот проект в 2018 году, составляет около 400 миллионов долларов.

Изображение с сайта www.sciencemag.org