По зову предка. Миклухо-Маклай отправляется на берег Маклая.

Если вы потомок и полный тезка легендарного российского этнографа, антрополога и путешественника и зовут вас Николай Николаевич Миклухо-Маклай, то вы просто обязаны рано или поздно совершить экспедицию по его маршруту в один из самых малоизученных уголков планеты. И неважно, что по образованию вы экономист, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций, по роду деятельности бизнесмен и управленец, — зов предка должен взять свое. 

Неизбежное свершится уже этой осенью — первая в Новейшей истории России комплексная научная экспедиция с участием специалистов Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, МГУ отправится на Берег Маклая (Папуа-Новая Гвинея). А возглавит ее Николай Миклухо-Маклай, директор созданного им год назад Фонда сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая.

О целях, задачах и параметрах экспедиции (месяц, три части света, четыре страны) ее руководитель рассказал на традиционных Маклаевских чтениях. Они проводятся на родине великого путешественника в селе Языково-Рождественское и близлежащей Окуловке Новгородской области в день его рождения 17 июля, ставший профессиональным праздником российских этнографов, этнологов и антропологов. Да и не только российских: в 1996 году решением ЮНЕСКО Николай Миклухо-Маклай признан Гражданином мира. 

Самое интересное с научной точки зрения — выявить изменения быта племен, населяющих Берег Маклая на острове Новая Гвинея, за последние 150 лет, оценить их динамику, в частности, в сравнении с данными экспедиций, состоявшихся в 1971 и 1977 годах. Руководитель этнографического отряда тех экспедиций, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Даниил Тумаркин поделился воспоминаниями о них с помощью видеомоста, организованного ТАСС: 

— На судне “Дмитрий Менделеев” мы посетили многие острова и архипелаги. Но “звездным часом” стал визит в деревню Бонгу, где побывал наш сооте-чественник, первый европеец в этих местах. Именно он опроверг расистские представления о том, что папуасы — недочеловеки, доказал: это такие же люди, как и европейцы, разве что с другим цветом кожи, иным жизненным укладом и традициями… Сорок лет назад советскую экспедицию встречали уже не первобытные туземцы, у них появились металлические орудия труда, одежда, миссионерская станция. Едва шлюпка пристала к берегу, мы обратились к жителям на местном языке, который изучили по записям Миклухо-Маклая: “Люди, здравствуйте, мы с вами братья!”, и сразу стали желанными гостями…

У каждого из участников нынешней экспедиции свои задачи. Так, доцент кафедры этнологии МГУ Андрей Туторский — один из ведущих исследователей творчества Маклая, собирает легенды о нем.

— В российском сообществе накопилась некая усталость от Маклая, как фигуры, подробно изученной в советское время, и кое-кто говорит: мол, может быть, уже и достаточно? — заметил он. — Между тем зарубежные коллеги иного мнения. Готовится большая публикация о рисунках Маклая, который был прекрасным рисовальщиком, оставившим богатейшую коллекцию Русскому географическому обществу. Были изучены русские слова, привнесенные им в язык папуасов. Два из них, “топор” и “кукуруза”, распространились на огромную территорию, перешагнули горные районы и дожили до наших дней. Достойны дальнейшего изучения и предания о Миклухо-Маклае, живущие до сих пор в деревне Бонгу. В них он выступает и как обобщенный образ европейца, и как даритель, и как предок. 

Сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН кандидат исторических наук Арина Лебедева также считает, что наследие Миклухо-Маклая по-прежнему востребовано. Коллекции, собранные им в Океании, хранятся в Кунсткамере. Изображения некоторых предметов будут показаны местным жителям, чтобы выяснить, используют ли они их в быту, помнят ли о них, или, может быть, знают по рассказам старших членов семьи.

Николай Миклухо-Маклай-младший рад, что сумел привлечь к своему проекту по-настоящему одержимых исследователей. Вместе с тем не забывает о мемориальной миссии экспедиции, ее значении для развития культурных и туристических связей между Россией и Океанией. Одним из ее результатов он видит решение о совместном воссоздании хижины Маклая на мысе Гарагаси, где его предок жил во время своего первого пребывания на острове. Для туристов со всего мира она служила бы напоминанием о славных деяниях русского “белого папуаса”, а для местных жителей — источником средств на поддержание мемориала Миклухо-Маклая и школы, носящей его имя, в Бонгу.

Аркадий СОСНОВ

Фотоснимки предоставлены Фондом сохранения этнокультурного наследия
им. Миклухо-Маклая

 

Нет комментариев