Прирученные гены. Эксперимент сибирских ученых раскрывает секрет тысячелетий.

На Земле существует около 1,3 миллиона видов животных, но лишь 50 из них вовлечено в процесс доместикации (одомашнивания). Малое количество свидетельствует о том, что природу “укротить” сложно. Недостаточно приручить один экземпляр, нужно, чтобы несколько поколений одного вида зверей были лояльны по отношению к человеку. В естественных условиях на это уходит 15 тысяч лет — примерно столько времени, согласно последним научным данным, заняла доместикация собаки. Грамотный эксперимент позволяет многократно ускорить процесс. 

17 июля исполняется 100 лет со дня рождения академика Дмитрия Константиновича Беляева — известного советского генетика и эволюциониста, чья работа по искусственной доместикации лис была оценена “Нью-Йорк Таймс” как “возможно, самый выдающийся из когда-либо проводившихся экспериментов по выведению животных”. 

В свое время Беляев пострадал от гонений на “менделизм-морганизм”. В 1946 году он защитил кандидатскую по теме “Изменчивость и наследование серебристости меха серебристо-черных лисиц”, материалы для которой собрал еще до войны. Стремительный взлет научной карьеры прервала печально известная августовская сессия ВАСХНИЛ 1948 года, которая перевернула жизнь многих исследователей. Беляева сняли с должности заведующего отделом, он переключился на исследование физиологии пушных зверей, а в 1957 году без колебаний принял предложение члена-корреспондента АН СССР Николая Дубинина создать отдел генетики животных во вновь организуемом в Новосибирске Институте цитологии и генетики. 

В 1957 году Дмитрий Беляев приехал в Сибирь, а с 1959 года возглавил ИЦиГ. Именно сочетание генетического и физиологического подходов позволило почти 60 лет назад начать “эксперимент века”, призванный смоделировать процесс одомашнивания животных. В результате была выведена уникальная, известная на весь мир популяция домашних серебристо-черных лисиц, поведение которых во многом напоминает поведение собак. С 1959 года под руководством Дмитрия Беляева, ставшего в 1972 году академиком АН СССР, отбирались и скрещивались наиболее лояльные по отношению к человеку экземпляры. 

С начала эксперимента прошло чуть более полувека, а результат виден. Из вольеров на посетителей смотрят дружелюбные создания, которые охотно дают себя гладить и демонстрируют желание вступить в контакт. Сегодня беляевские лисы уже вполне способны уживаться с человеком, причем по доброй воле. Самое интересное, что, кроме кардинально отличающегося поведения, у одомашненных животных наблюдаются изменения во внешнем облике: шерсть становится мягче и светлее, иногда даже появляются белые пятнышки — в природе у животных почти не встречаются белые отметины; хвосты закручиваются, трансформируется прикус, притупляются мордочки. Взрослые особи становятся внешне похожими на незрелых лисят. Это так называемый эффект педоморфизма. Он распространяется в том числе и на повадки: виляние хвостиком — скорее, детская черта, взрослые лисы так себя не ведут. У одомашненных животных удлиняется и период первичной социализации (когда маленький детеныш ничего не боится), у контрольной группы он составляет 45 дней, у ручных — затягивается до трех месяцев. Похожая особенность наблюдается у всех домашних животных. 

Помимо лис, в ФИЦ ИЦиГ СО РАН ведут доместикацию норок (с ними эксперимент еще далек до завершения, так как успело вырасти только 20 поколений) и серых норвежских крыс. Сейчас исследователи сосредоточились на изучении изменений, происходящих на генетическом уровне. Нельзя выделить один ген, который отвечает за эмоции и поведение, это результат сложного взаимодействия разных структур головного мозга. Участки, вовлеченные в контроль поведения, расположены на разных хромосомах и могут взаимодействовать между собой иногда парадоксальным образом.

Еще один интересный вопрос — определение степени доместикации животного. Что происходит в результате одомашнивания с инстинктами зверя — они подавляются окончательно или всего лишь “засыпают” до поры до времени? Если приручить животное, то есть взять дикого зверька, который остался без мамы, и вырастить его с младенчества, он будет ручным, а не домашним. “Примерное поведение” гарантировать нельзя — вспомним печальную историю семьи Берберовых: после многих лет жизни в доме дрессировщиков лев напал на ребенка. У доместицированных лис есть генетическая защита от агрессии, которая подкрепляется воспитанием.

К 100-летию генетика-экспериментатора в США выходит книга “How to tame a fox” (“Как приручить лису”), которую написали американский исследователь Ли Алан Дугаткин и его новосибирская коллега Людмила Трут, а в Новосибирске в ФИЦ ИЦиГ СО РАН пройдет международная конференция, в первый день которой запланировано открытие памятника Дмитрию Беляеву: на скамейке сидят бок о бок академик и одомашненная им лисица.

Ольга Колесова

Фото Юлии Поздняковой

 

Нет комментариев