Устали отставать? Минобрнауки намерено увеличить экспорт образовательных услуг.

Сегодня по целому ряду причин международная деятельность вузов становится одним из важнейших направлений развития высшей школы. Что делается для роста числа обучающихся в России иностранцев на уровне государства и вузов? Каковы перспективы развития экспорта образовательных услуг? Эти вопросы обсуждались на традиционном совещании проректоров по международным связям российских вузов “Подготовка специалистов для зарубежных стран — необходимое условие развития экспорта российских образовательных услуг”, состоявшемся на базе Российского государственного университета дружбы народов (РУДН). Открывая заседание, ректор РУДН Владимир Филиппов предложил не только говорить о проблемах, но и по возможности предлагать пути их решения, а представителям вузов — рассказывать о своем опыте работы, заметив, что министры стран — участниц Болонского процесса “по-прежнему ждут инициативы от вузов”.
Заместитель руководителя Департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ Лариса Ефремова напомнила участникам совещания о концептуальных нормативных документах, на основе которых строится политика министерства и отдельных вузов. В одном из них, Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, приводятся целевые ориентиры развития системы образования. Три из них относятся к теме совещания: доведение дохода от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее чем до 10% объема финансирования системы образования; обеспечение условий, при которых показатели качества образования российских образовательных заведений будут находиться в начале рейтинга результатов международных сопоставительных исследований. И наконец, увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5% от общего числа студентов и создание условий для обучения студентов из стран СНГ.
Это означает, что в российских вузах должны учиться в год примерно до 300 тысяч иностранных студентов. Сейчас их 165,5 тысячи. В нашей стране накоплен огромный опыт обучения иностранцев: к началу 1990-х годов Россия была вторым после США поставщиком образовательных услуг. Но сейчас она занимает 8-е место в мире. Причем отстает от многих других стран и по темпу прироста числа иностранных студентов. Если, например, в Германии, Франции, Австралии он составляет свыше 10%, в Китае — 7%, то в России — менее 3% (а по некоторым подсчетам — всего 1-2%). Заместитель директора департамента предложила “консолидировать усилия, чтобы решить главную стратегическую задачу — повысить качество и конкурентоспособность национальной образовательной системы”, и рассказала об изменениях нормативно-правовой базы, разработанных министерством для достижения этой цели. В частности, подготовлен целый блок предложений для нового Закона об образовании. Прописываются права и обязанности граждан, обучающихся в России. Вносится норма по созданию филиалов российских вузов за рубежом. Предусматриваются изменения, упрощающие создание многосторонних сетевых образовательных структур: опыт Сетевого университета СНГ и Университета ШОС показал, сколько сложностей для такого процесса таит существующее законодательство. Предлагается также новая статья, согласно которой иностранные студенты наделяются правом трудиться в свободное от учебы время. И многое, многое другое.
Важный фактор, влияющий на приток иностранных студентов в Россию, — обеспечение их безопасности. По словам первого заместителя начальника управления ФСБ Сергея Егорова, несмотря на то что эта проблема постоянно в сфере внимания его ведомства, с безопасностью “не все благополучно”. Отмечаются факты нападения на иностранных студентов, в том числе с летальным исходом. Около 40% таких случаев объясняются национальной нетерпимостью. Назвав еще несколько видов нарушений законов, связанных с пребыванием иностранных студентов в России, С.Егоров призвал всех “совместными усилиями навести порядок”, делая упор на профилактике правонарушений.
Надо отметить, что система мер, необходимых для развития экспорта образовательных услуг, изложена в проекте соответствующей концепции, представленном проректорам еще на прошлогоднем традиционном совещании. Однако, как сообщила директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова, “к сожалению, в этом году системных мер по принятию или непринятию концепции предпринято не было”. Лариса Ефремова ответила, что сейчас проект концепции рассматривается руководством Минобр-науки; этому вопросу будет посвящено специальное заседание коллегии. И если проект будет одобрен, его представят для утверждения в правительство.
Почему процесс рассмотрения столь важного документа затянулся, что в нем такого спорного, осталось неясным.

Наталия БУЛГАКОВА/Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев