Сдвинутые нормы

Десять прорывов года в физике определило специализированное сетевое издание Physics World — ни бозона Хиггса, ни нейтрино, якобы перемещающихся быстрее света, в этом “хит-параде” нет.
На первое место портал Physics World поставил работу канадских физиков, которые буквально “сдвинули моральные нормы квантовых измерений”. Эфраиму Стейнбергу (Aephraim Steinberg) и его коллегам по Университету Торонто (University of Toronto) в оригинальном эксперименте впервые в мире удалось определить траектории квантов электромагнитного излучения, фотонов. Для этого они пропускали импульсы фотонов сначала через пластины с двумя щелями, а после через поляризующий свет кристалл, который несколько изменял путь световых частиц. Величина изменения зависела от того, через какую щель проходили фотоны, а также от импульса фотонов. Таким образом, физикам удалось определить их усредненные траектории, что противоречит общепринятым принципам квантовой механики, не допускающим изучения свойств частиц без разрушения их квантового состояния. На втором месте — близкие коллеги Стейнберга, канадская группа под руководством Джеффа Лундина (Jeff Lundeen, National Research Council, Ottawa), которая определила скорость и местонахождение отдельных фотонов, то есть измерила их волновую функцию. Это тоже было проделано впервые. На третьем месте англо-американская группа под руководством Александра Гаэты (Alexander Gaeta) из Корнеллского университета (Cornell University). Эти ученые “маскировались во времени”: не меняя путь распространения электромагнитных волн, они замедляли их, а потом вновь ускоряли таким образом, что получался контролируемый “разрыв во времени”. Скрываемое событие не оставляло никаких следов в луче.
На четвертом месте датчане, группа Дэрека Уотсона (Darach Watson) из Университета Копенгагена (University of Copenhagen), предложившая новый способ измерения космических расстояний с использованием в качестве своего рода “маяков” активных ядер галактик (до сих пор такими “маяками” служили сверхновые определенного типа). На пятом месте — физики из шведского Технологического университета Чалмерса (Chalmers University of Technology), которые в сотрудничестве с австралийскими и японскими коллегами наблюдали теоретически предсказанный много лет назад динамический эффект Казимира. В двух словах: они превратили предполагаемые в вакууме фотоны из виртуальных частиц в измеримое излучение. Шестое место отдано международной группе, которая провела новые расчеты температуры Вселенной в самые первые мгновения после Большого взрыва, когда она представляла собой кварк-глюонную плазму. Температура этой субстанции, по новым данным, равна 2 триллионам градусов по Кельвину. На седьмом месте наблюдаемые в ходе японского эксперимента “Из Токая в Камиоку” взаимопревращения, или осцилляции, нейтрино. Восьмое место — лазер на основе живой клетки, достижение гарвардских ученых (Harvard Medical School), девятое место — квантовый компьютер, состоящий из одного чипа. На 10-м месте — астрономы группы Микеле Фумагалли (Michele Fumagalli) из Калифорнийского университета Санта-Круз, обнаружившие в космосе два облака первичного газа. Того, который содержал самые первые элементы, образовавшиеся после Большого взрыва, водород и литий. До них никто этого не видел, но предполагалось, что такие облака где-то должны были остаться.