Найти в сети. Способных абитуриентов можно подбирать во “ВКонтакте”

Лингвисты, философы и программисты Томского госуниверситета создают алгоритм, который будет анализировать посты выпускников школ в соцсети “ВКонтакте” и определит, какие предметы им нравятся, хотят ли они учиться в вузе и настроены ли на саморазвитие. Это поможет университету найти “своих” абитуриентов и подсказать им, какая специальность больше подходит каждому. 
— Наша задача — охватить абитуриентов, проживающих в Сибири и на Дальнем Востоке, потому что взаимодействие с томскими старшеклассниками уже хорошо налажено, — рассказал руководитель исследовательской группы, заведующий лабораторией компьютерных средств обучения Института дистанционного образования ТГУ Артем Фещенко. — Мы будем искать выпускников школ, которые соответствуют целевой модели абитуриента ТГУ, — это старшеклассники, проявляющие интерес к тем или иным предметам и обладающие навыками для успешной учебы и развития в научно-исследовательском плане. 
Социальные сети — источники больших открытых данных, на основании которых можно выявить потенциальных абитуриентов и их интересы. С этой целью ученые ТГУ анализировали тексты, размещенные в соцсети “ВКонтакте” — на страницах 16-17-летних подростков (1000 человек) и более чем в 10 тысячах сообществ, посвященных образовательной деятельности.
В итоге появились словари ключевых слов-маркеров по каждому из четырех направлений: гуманитарное, физико-математическое, естественные науки, экономика и менеджмент. Оказалось, что склонные к общественным наукам, языкам и литературе часто употребляют слова “автор”, “бог”, “власть”, “война”, “древний”, “думать”, “душа”, “знать”, “мысль”, а к технике и естественным наукам — “вектор”, “диапазон”, “индекс”, “материя”, “спектр”, “точка”, “ускорять”, “шкала”, “ядро”. Изучив сообщества, в которых состоят потенциальные абитуриенты, исследователи также выяснили, что старшеклассники-гуманитарии чаще всего выбирают такие группы, как “Типичный писатель”, “Философия жизни”, “Эстетика”, “Задумайся”, “Словарный запас”, а увлеченные техникой — “Экспериментатор”, “Библиотека программиста”, “Высокие технологии”. 
— Мы проверили наш алгоритм анализа на 500 студентах первого курса, и программа с точностью 88% определила область знаний, которая их интересует, — говорит Артем Фещенко. — Во время предстоящей приемной кампании мы еще раз проверим наш метод и постараемся повысить его точность. 
В ближайшее время программа должна пройти апробацию, а затем ученые планируют добавить в нее анализ структуры связей пользователей “ВКонтакте”, а также их активность — лайки и комментарии.
По словам руководителя исследовательской группы, анализ и интерпретация данных из соцсетей позволят университету находить на территории любого региона перспективных, высокомотивированных абитуриентов и организовывать с ними прямую коммуникацию, без посредников. Этот подход поможет школьникам снизить риски “неправильного” выбора специальности на этапе поступления в вуз и повысит удовлетворенность студентов от получаемого образования. 
Исследование проводится проектной группой ученых в лаборатории наук о больших данных и проблем общества в рамках САЕ “Институт человека цифровой эпохи”. Изучение поведения старшеклассников в Интернете — одно из направлений работы. Так, в ТГУ выяснили, что основные цели выхода в онлайн у старшеклассников — общение и развлечение, при этом образовательной тематикой интересуются 28%. Кроме того, 8% опрошенных заявили, что сталкивались со случаями шантажа, 17% — с коллективной травлей (буллингом), а 13% — с вовлечением в группы, пропагандирующие жестокость и насилие. 
Пресс-служба ТГУ

Нет комментариев