Исчезающий вид? Учителям придется побороться за существование.

Две сотни учителей из 39 регионов России предложили свое видение новых моделей образования для детей — в Москве прошел конкурс “Школа навыков XXI века”. Организаторами выступили Благотворительный фонд Сбербанка “Вклад в будущее” и Институт образования НИУ “Высшая школа экономики”. Конкурс направлен на выявление и поддержку лучших образовательных идей, а также моделей организаций, ориентированных на формирование у обучающихся критического мышления, медиаграмотности, инициативности, умения презентовать свои проекты и т.д.

Большинство заявок на участие поступили из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. В финал конкурса вышли 12 проектов-победителей заочного тура.
Столичная “Школа навыков” проходила два дня. На первом этапе очного тура участники презентовали свои проекты в стиле TED (Technology Entertainment Design), после 15-минутного выступления отвечали на вопросы в течение 5 минут. В результате на второй день борьбу за победу в формате поединков продолжили восемь команд (по две в каждой номинации).
— Школа всегда была одним из самых консервативных институтов в истории человечества, как ни парадоксально это звучит, — объясняет ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. — Масштаб культуры все время увеличивается, и задача школы — не дать его потерять. Но сегодня мы стоим перед перспективой глобальной революции в образовании, сопоставимой с тем, что в свое время принесла печатная книга. 
Именно инициативы, направленные на формирование у подрастающего поколения новых навыков, по мнению ректора, помогут России справиться с вызовами, которые сегодня стоят перед любым государством. Другой вопрос — готова ли Россия к этим вызовам?
— К примеру, государство не хочет отказываться от бухгалтеров, — говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. — Значит, оно делает дополнительный налог на любой бизнес в РФ и подбадривает систему бухгалтерского учета. В принципе, эта ситуация в России наблюдается уже порядка 50 лет, но денег на консервативную политику у государства больше нет. 
Эксперт считает, что ценность знаний, которые передаются “поколенческим” образом, сейчас девальвируется.
— Мы должны радикально менять ситуацию в школе, — заметил Фрумин. — Ведь проблема заключается в том, что государство, экономика и общество, не принимая вызов, лишаются какой-либо надежды на развитие. Нам нужно делать упор не на аналоговую, а на цифровую экономику. Есть ключевые компетенции: большие данные, искусственный интеллект, компьютерное моделирование и проектирование, управление свойствами биологических объектов, виртуальная дополненная реальность, нейротехнологии, новые материалы и т.д. 
Эксперты убеждены, что наступает эра искусственного интеллекта, а это значит, что перед экономикой стоят новые задачи — мультимедийные. То есть, по сути, решения будут приниматься без участия человека. Ожидается, что две трети школьных методик просто уйдут в никуда. 
— Никто не сможет отличить задание, сделанное ребенком, от работы, выполненной за него искусственным интеллектом, — заметил Ярослав Кузьминов. — Поэтому школе придется бороться за свое существование, она должна предложить то, что искусственный интеллект заместить не сможет, то есть реальное творчество, формирование проектного мышления, обучение людей выбору и формированию команд. Сюда примыкают и прикладные навыки, которые, может быть, в меньшей степени опираются на глобальные знания и вычисления, но абсолютно необходимы в новом обществе, где каждый человек становится экономически активным.
Итоги конкурса подвело жюри, в равной степени состоящее из учителей, родителей, а также подростков. Для подсчета голосов использовалось специально разработанное мобильное приложение. Номинации же делились на две части — уже реализованный проект и перспективную идею. По общему мнению, в номинации “Образовательная программа (идея/проект)” лучшими стали Марина Чибисова и авторский коллектив (ООО “Умная школа”) из Москвы; лучшую реализованную образовательную программу предложили Елена Иконникова и авторский коллектив (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия 5”) из Перми; лучшую идею по модели организации выдвинули Варвара Кучук и авторский коллектив (АНО “Парк открытых студий”) из Санкт-Петербурга, а лучшим реализатором в этой же номинации признали Александра Кондакова и авторский коллектив (АНО “Парк открытых студий”).
Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев