Лишняя элита? Далеко не все вузы конкурируют за олимпиадников.

“В России выделилась группа из 10-15 вузов, которые последовательно работают со школами, занимаются профориентацией наиболее сильных, талантливых и способных учеников… Эти же университеты составляют топ отечественного образования по качеству приема, являясь лидерами и по научным результатам”, — резюмировал на пресс-конференции в РИА Новости ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Об очевидной корреляции между упомянутыми им показателями вузовской деятельности и предпочтениями олимпиадников при выборе места учебы говорили и участвовавшие во встрече с журналистами генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина и научный руководитель Института развития образования НИУ-ВШЭ Исак Фрумин. На пресс-конференции ими были представлены рейтинг вузов, выбранных победителями и призерами Всероссийской и других олимпиад в 2011 году, а также итоги исследования академической мобильности олимпиадников, проведенного аналитиками РСР.
Как заметила Ольга Каширина, лучшие студенты выбирают лучшие вузы: на первых пяти строчках рейтинговой шкалы расположились МГУ, Вышка, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный и Сибирский федеральный университеты. В число 18 вузов, сумевших привлечь не менее 100 победителей и призеров олимпиад, вошли шесть НИУ. В общей сложности в рейтинге представлены 84 государственных учреждения ВПО, в “красной зоне” оказалась примерно треть участников: в 2011 году ими зачислено менее 10 абитуриентов-олимпиадников.
Согласно данным генерального секретаря РСР, почти 30% российских вузов вообще не обучают олимпиадников, примерно столько же приняли не более 9, а еще треть — не более 250. Показатели, превышающие последнюю цифру, всего у 7% вузов, при этом менее 1% зачислили свыше
1 тысячи победителей и призеров олимпиад. В целом олимпиадники занимают примерно 4% от общего числа очных бюджетных мест в России. В ходе исследования РСР проанализирована информация о 60% дипломантов олимпиад выпускных классов (более 8,5 тысячи человек), данные предоставили около 150 вузов. Лидерами рейтинга, составленного в рамках исследования, стали 10 олимпиад школьников, а именно “Шаг в будущее”, “Будущее Сибири”, “Физтех” и другие. Наибольшей популярностью, как и в прошлом году, пользовались интеллектуальные состязания по физике, математике и обществознанию.
Комментируя динамику мобильности олимпиадников, Ольга Каширина сообщила, что активнее других элиту абитуриентов из разных регионов страны привлекают вузы Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов. “В последние два года здесь активно развивают программы привлечения талантливых детей и молодежи, о чем и свидетельствуют цифры”, — пояснила Ольга Валентиновна. По итогам исследования, Центральный федеральный округ РФ лидирует по показателю приема олимпиадников — порядка 6,5 тысячи человек, а в Северо-Западном доля зачисленных приезжих победителей и призеров олимпиад составляет более трети от общего числа принятых выпускников-дипломантов. Всего в вузы Северо-Запада их поступило свыше 2,5 тысячи. Преимущественно это дипломанты Российской аэрокосмической олимпиады школьников, Региональной олимпиады школьников вузов Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи и Объединенной межвузовской математической олимпиады.
Аутсайдеры списка — Сибирь и Дальний Восток. Несмотря на растущую олимпиадную активность, устойчивой положительной динамики там пока не наблюдается. Инертность вузов отмечается на Юге России и Северном Кавказе. В целом же центростремительная тенденция олимпиадных потоков снижается, они постепенно перераспределяются на вузы Северо-Запада, Урала и других регионов. Роль региональных олимпиадных центров растет, что, согласно выводам экспертов РСР, является следствием внедрения инновационных программ развития вузов и систем образования.
Отток дипломантов олимпиад из своих регионов и отсутствие у трети университетов желания бороться за элитную составляющую контингента абитуриентов — серьезные проблемы современной системы образования, на необходимость решения которых обратили внимание участники пресс-конференции. По определению Ольги Кашириной, творческие дети, как правило, тянутся к вузам, где создаются условия для серьезной интеллектуальной самореализации. Это индивидуальная траектория обучения, состязательность студентов и преподавателей, студенческие олимпиады.
Пассивное отношение к качеству приема со стороны ряда российских университетов, как считает Ярослав Кузьминов, связано с укоренившимся там стилем деятельности, ориентированным в основном на выживание в условиях низкой востребованности. “Государству нужно предпринять какие-то усилия по реструктуризации таких вузов, по обновлению их коллективов, чтобы найти связки с реальными и перспективными потребностями рынка труда”, — сказал ректор Вышки. Он подчеркнул, что первой и обязательной государственной мерой должно стать восстановление в течение ближайших трех лет эффективного контракта с преподавателями. Модель решения этой задачи, по словам Ярослава Кузьминова, уже представлена на рассмотрение Правительства РФ.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев