Ужин — в постель!

Древнейшая человеческая постель обнаружена археологами в Южной Африке, гипотетическую технологию ее изготовления подтвердили экспериментально. С подробностями — Science News.
То, что некогда было травяным матрасом, нашли в южноафриканской пещере Сибуду, что в 40 км к северу от Дурбана. Сибуду была заселена людьми нашего вида, Homo sapiens, около 77 тысяч лет назад и оставалась пристанищем охотников-собирателей на протяжении последующих 40 тысяч лет. Интенсивные археологические раскопки начались здесь в 1998 году, группу исследователей Сибуду возглавляет Лин Уэдли (Lyn Wadley) из Университета Витвотерсренда (University of the Witwatersrand). Последние годы ученые постоянно находили в различных культурных слоях этой пещеры валки растительных остатков, а в начале декабря Science (9 December, 2011) опубликовал результаты исследования бывших травяных подстилок. Древние матрасы датируются временем первого появления человека в пещере Сибуду 77 тысяч лет назад. Это на 50 тысяч лет раньше, чем самые древние известные до сих пор постели. Прежде остатки растительных матрасов для сна находили на территории Испании, Израиля и в той же Южной Африке, но эти спальные места были не старше 20-30 тысяч лет.
Матрасы из Сибуду, которым от 77 тысяч до 58 тысяч лет, по данным авторов публикации, были сделаны из осоки, камыша и трав, которые около пещеры, в сухом и каменистом месте, не росли. Они, скорее всего, были специально собраны в долине реки Тонгати. Уэдли с коллегами изучала эти остатки двумя высокоточными археологическими методами: анализом фитолитов, микроскопических ископаемых растительных останков, который позволяет идентифицировать вид растения, и микроморфологическим анализом (это исследование археологических образцов под микроскопом с высоким разрешением). Микроскоп показал, что растительный материал несет следы сжатия и был многократно утоптан. В самом старом “матрасе” ученые выявили следы листьев лаврового растения Cryptocarya woodii, которые в традиционной медицине используются по сей день. Эфирные масла этого растения губительны для насекомых, и, возможно, древние люди знали это. Микроскопический анализ показал, что новые растительные матрасы стелили поверх сожженных прежних. Сжигание убивало паразитов и позволяло избавиться от отходов. Среди растительных остатков обнаружились также осколки камней и костей, то есть постель в дневное время служила рабочим местом, где разделывалась добыча или оттачивались орудия. Как поясняет Уэдли, наши предки не знали разделения жизненного пространства на зоны для сна, еды и работы, и “завтрак в постели” мог у них случиться когда угодно. Однако каждая отдельная постель служила недолго, по мнению ученых, через нескольких недель от нее приходилось избавляться из-за дурного запаха, скопления органических отходов и сопутствующего этому нашествия насекомых и грызунов.
В археологическом эксперименте по созданию аналогичных матрасов из тех же растений, утрамбованных катком для выравнивания теннисного корта и затем подожженных, ученые получили травяные валки, очень похожие на объекты их исследования.