Научите меня жить! Студенты нуждаются в навыках конкурентной борьбы.

В новой экономической и социокультурной ситуации перед каждым работающим жителем России остро стоит проблема собственной конкурентоспособности. К сожалению, выпускники вузов зачастую на конкуренцию не ориентированы, что резко снижает их шансы на успешное трудоустройство и перспективы активного профессионального продвижения.
Об опыте обучения студенчества искусству конкурентной борьбы размышляет директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Семен РЕЗНИК.

Многие молодые люди слово “конкурентоспособность” используют как синоним “успешности” или “жизненного успеха”. Однако это не тождественные понятия. Успех — чаще всего личностное понимание счастья и жизненного удовлетворения. Успех расслабляет. А вот желание быть конкурентоспособным требует четкого и даже жесткого понимания концепции личностного развития. Формирование личной конкурентоспособности предполагает достаточно высокое внутреннее напряжение студента и мобилизацию основных ресурсов личности, постоянную работу над собой и борьбу за свое “место под солнцем”.
У кого же в университете должна болеть голова за будущее студентов, и должна ли она вообще болеть по этому поводу?
При советской власти задачу трудо-устройства решало государство через плановое распределение выпускников. Но сегодня другое время. Каждый человек должен заботиться о себе, прежде всего, сам. Мы опросили 400 заведующих кафедрами 66 вузов страны, и 67% опрошенных заявили, что трудоустройство — проблема самого студента.
С одной стороны, такая позиция как будто бы и объективна. С другой — оставлять студента один на один с этой проблемой неверно. Своих собственных детей мы же не бросаем на произвол судьбы. Это часть нашего, российского, менталитета, и не стоит от него отказываться.
Помочь студенту стать конкурентоспособным на рынке труда — первейшая задача вуза. Хорошая успеваемость еще не гарантирует человеку жизненной устойчивости и профессионального успеха в дальнейшей жизни. Общая беда российского студенчества заключается в его слабой конкурентоориентированности. Наши молодые люди зачастую не приучены видеть дальше своей школы, своего университета, дальше экзамена, зачета и дипломного проекта, заранее думать о том, что их ждет после обучения в вузе.
Конкурентоориентированность студента мы понимаем, во-первых, как особую направленность его мышления на необходимость постоянной борьбы за собственное выживание, успех и продвижение в современном мире и, во-вторых, как овладение технологиями этой борьбы.
Думаю, для формирования такой ориентации студента мы (общество, вуз, работодатели, родители) должны помочь ему хорошо понять несколько простых, но важных истин.
Первое. Многие сверстники уже обошли его еще до поступления в вуз: например, качеством учебы в школе, местом жительства, семейным окружением, здоровьем, индивидуальными способностями.
Второе. Вступить в борьбу за себя никогда не поздно, но больше нельзя терять ни минуты.
И третье. Без освоения эффективных технологий борьбы за собственное благополучие конкурентоспособным стать очень трудно, а может быть, и невозможно.
Конкурентоориентирующее влияние на студента, на наш взгляд, может быть оказано: вузом (ректором, общевузовскими структурами, деканатом факультета и выпускающей кафедрой — ее заведующим и преподавателями); успешными представителями менеджмента и бизнеса; конкурентоориентированными родителями.
На одном очень интересном семинаре в Нижегородском государственном университете тогдашний ректор (ныне президент вуза) Борис Стронгин, доктор физико-математических наук, рассказывал, что западные бизнесмены не раз отмечали в российских студентах наряду с отличными знаниями отсутствие ориентированности на конкуренцию. И, как следствие, слабость на рынке труда, неготовность к жизни в рыночных условиях, огромные проблемы с трудоустройством после окончания вуза.
Это очень серьезное и справедливое замечание в адрес наших вузов, в адрес самих студентов, в адрес всего общества. Ведь независимо от направления или профиля обучения всем без исключения вузовским питомцам придется жить в рыночной среде, думать о том, как обеспечить свою жизнь.
Вывод о слабой ориентированности студенческой молодежи на конкуренцию был подтвержден и результатами нашего исследования. Низкую оценку уровню ее конкурентоориентированности дали 56% опрошенных вузовских преподавателей, 88% работодателей и 48% родителей. По оценкам работодателей, студенты большинства вузов пока еще не готовы — и не готовятся — к серьезной конкуренции в борьбе за свое будущее. При этом многие руководители предприятий и организаций считают, что профессиональная готовность — дело времени, но, как правило, молодой специалист легче входит в работу, если хорошо подготовлен к жизни в психологическом и социальном плане.
Серьезная проблема заключается и в том, что студенты после окончания вуза часто оказываются не только практически, но и психологически неготовыми к жизненным реалиям. До самой последней поры обучения многие не задумываются над тем, как они будут жить дальше, смогут ли обеспечить свою жизнь самостоятельно.
Надо отметить, что примерно треть (31%) из 500 опрошенных студентов тоже озабочена проблемами своего личностного роста и конкурентоспособностью.
В рамках разработанной и реализуемой нами инновационной образовательной программы “Внутривузовская система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов в период обучения в вузе” мы наметили план совместных действий в этом направлении университета и его выпускающих кафедр, предприятий-работодателей, подключили родителей наших студентов.
Программа опирается на разработку и использование нами нескольких инициативных образовательных проектов:
“Интенсивное введение в профессию студентов младших курсов”;
“Институт студенческих лидеров как эффективный механизм погружения студентов в реальную практическую деятельность”;
“Содействие трудоустройству студентов на основе системы взаимодействия выпускающей кафедры с предприятиями-работодателями”;
“Система социальной поддержки студентов на основе специальных образовательных технологий”;
“Саморазвитие студенческой молодежью собственной конкурентоспособности”.
Система интенсивного введения студента в мир его будущей профессиональной деятельности включает уже в первом семестре специальный курс “Управление личной карьерой” на основе учебного пособия “Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры”.
Практический модуль этого проекта предусматривает разработку первокурсником плана жизни и карьеры, подготовку и публичную защиту курсовой работы “Моя карьера”, постоянное использование специального “Еженедельника студента”, бизнес-практику, совместную работу первокурсника со студентом-дипломником на основе обязательного прикрепления и, что особенно важно, работу в фирмах Института студенческих лидеров.
Необходимость курсовой работы “Моя карьера” на первом курсе обучения связана с тем, что начинающие студенты очень плохо представляют себе свои задачи, свои перспективы, свою будущую профессию.
Структура такой работы включает обязательные разделы:
Моя профессия;
Анализ личных качеств и способностей;
Мои успехи и достижения;
Почему и для чего я поступил в наш вуз;
Как я представляю свою карьеру;
Мои профессиональные цели;
Что я собираюсь предпринять для достижения этих целей.
Проводя системную работу по конкурентоориентированию молодежи, мы создаем условия для того, чтобы еще во время учебы в университете студенты занимались реальными делами на конкретных предприятиях, получали определенный практический опыт деятельности и гарантии трудоустройства после окончания вуза.
Институт студенческих лидеров — самоуправляемая студенческая организация для младших курсов, которая включает 45 фирм, объединенных в шесть факультетов: деловое администрирование, менеджмент в бизнесе, менеджмент в науке, менеджмент в журналистике, менеджмент в культуре и менеджмент в спорте. В этих фирмах студенты младших курсов осваивают основы будущей организаторской и предпринимательской деятельности.
К этому следует добавить реализацию ряда проектов, связанных с социальной поддержкой студентов на основе разработанных нами специальных образовательных технологий:
учебник “Студент вуза: технологии
обучения и профессиональной карьеры” в комплексе с еженедельником студента;
программа и учебник по формированию высокой организационной культуры в студенческой среде;
“Персональный менеджмент” — учебник для обучения студентов искусству самоуправления собственной жизнью и карьерой;
“Гендерный менеджмент” — обучение женской части студенчества умению продвигать себя в жизни, не разрушая семью;
“Менеджмент в домашнем хозяйстве” — обучение студентов основам будущей семейной жизни и ведения домашнего хозяйства.
Считаем, что существенную роль в конкурентоориентировании студентов могут и должны играть родители. Однако реальное их влияние зависит не только от желания, но и от собственной конкурентоориентированности, а она у большинства родителей невысока. Поэтому мы консультируем на семинарах и их.
В рамках взаимодействия с предприятиями мы стремимся учитывать интересы как выпускающей кафедры студентов, так и представителей бизнеса.
При системном влиянии на студента со стороны высшего учебного заведения, предприятий-работодателей, родителей его шансы на удачное профессиональное продвижение значительно повышаются.
Конечно, особая роль при формировании конкурентоориентированности и личной конкурентоспособности должна быть отведена самому студенту.
Под конкурентоспособностью студента мы понимаем его способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности в хорошей фирме и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице. Достижение этой цели требует серьезных постоянных усилий студента в течение всего периода его обучения в вузе.
Такие усилия должны, на наш взгляд, опираться на две группы факторов внутривузовского поведения студента: стратегические и тактические.
Стратегические факторы формирования конкурентоспособности студента — глубокая фундаментальная подготовка по направлению обучения, постоянное стремление к успеху во всех делах и во всех ситуациях, развитие в период учебы навыков организаторской работы и предпринимательских способностей, освоение будущей профессиональной деятельности, а также постоянная забота о повышении собственной репутации в обществе, формирование и развитие долговременных деловых связей, наличие и контроль реализации плана собственной жизни и деловой карьеры, повышение личной работоспособности и укрепление здоровья, обеспечение семейного благополучия, умение воспользоваться жизненным везением и удачей.
Уверен, что если все факторы предлагаемой модели поведения будут как следует “работать” и использоваться студентом, то необходимость в случайном везении и его роль будут сведены к минимуму, а жизненный успех и конкурентоспособность будут в собственных руках молодого человека.
В нашей модели есть и шесть тактических факторов поведения студента. Это интенсивное освоение первокурсником технологий обучения в вузе, личная организованность, умение жить и работать, используя систему планирования своих дел, знание техники такого планирования на основе специального еженедельника, стремление и умение быть интересным и привлекательным для общения, постоянный самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности.
Наша система обеспечения конкурентоспособности выпускника вуза — действующая. По каждому фактору совместно со студентами проведены специальные исследования. На их основе студентам предложены соответствующие технологии и, что очень важно, созданы условия для их реализации.

Подготовила Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев