Мумии с родословной

Митохондриальный геном египетских мумий указал на большее родство древних египтян с современными ближневосточными популяциями, чем с современными египтянами. Об этом сообщает издание Genome Web.

Международная группа исследователей под руководством специалистов из Университета Тюбингена (University of Tubingen) и Института изучения истории человека Макса Планка (Max Planck Institute for the Science of Human History) в Германии прочитала всю последовательность ДНК митохондрий 90 египетских мумий из археологической зоны Абусир эль-Мелек, сообщает издание Genome Web. Митохондрии — внутриклеточные структуры, имеющие свою ДНК, которая наследуется только по материнской линии. Но кроме митохондриального генома эта же группа получила данные по так называемым “снипам” (SNP) — однонуклеотидному полиморфизму, то есть различиям в последовательности ДНК на уровне одного нуклеотида, одной буквы, для трех мумий, и сравнила их с доступными данными по последовательности митохондриального генома сотен индивидуумов, представляющих как древние, так и современные популяции Египта и Эфиопии. Сообщая о результатах этого исследования в журнале Nature Communications, авторы пишут, что останки, возраст которых определяется в интервале от 1600 до 3400 лет, позволяют оценить популяции в этом регионе и их изменения между эллинистическим и римским периодами истории Египта. Сами по себе публикуемые результаты указывают на то, что столь древние образцы могут быть источником генетической информации, несмотря на условия, не благоприятствующие сохранению ДНК, а это в первую очередь климатические условия, влажность, а также процедуры мумификации.
Исследователи древней ДНК называют Египет “идеальным регионом для изучения популяционной динамики”. Такая характеристика обусловлена местоположением страны и документированным взаимодействием популяций, которые в разные периоды оказывались здесь, мигрировав как из соседних областей, так и издалека. “Особенно начиная с I тысячелетия до нашей эры в Египет устремилось множество чужестранцев, которые начали жить и трудиться в его пределах, и почти постоянно он находился под властью то ливийцев, то ассирийцев, а также кушитов, персов, греков, римлян, арабов, турков и бриттов”, — пишут авторы. Они отмечают также, что “движение людей, товаров и идей в длинной истории Египта привело к сложному культурному и генетическому обмену, и это смешение включает мотивы, резонирующие с современным дискурсом интеграции и глобализации”. Митохондриальная ДНК мумий обнаружила много общего с таковой у современных популяций Леванта, то есть стран восточной части Средиземноморья, и Ближнего Востока, и эту близость подтверждают данные ядерного генома мумий и тысячи индивидуальных геномов древних и современных популяций.

Изображение с сайта www.sciencemag.org