Художественный непорядок. Почему россияне не понимают современное искусство.

В Международный день детей в пресс-центре МИА “Россия сегодня” обсудили вопросы художественного образования. Тема оказалась очень актуальной — по мнению экспертов, молодой художник, вступая во взрослую жизнь, как правило, остается невостребованным и попросту не знает, как строить свою карьеру.
С чего начинается художественное образование? Человек поступает в художественную школу, где познает художественную грамоту, далее он переходит в среднее учебное заведение, лицей — там изучает историю искусств, накапливает навыки и знания. После училища он идет в вуз, где учится у мастеров и постигает все грани профессии. Дальше художник получает диплом и отправляется в свободное плавание. И вот здесь его будущее рисуется ему туманным. 
Как отметил продюсер Алексей Боков, один из организаторов фестиваля Андрея Тарковского в Плесе, критерий успеха карьеры любого художника — его выставки, которые оцениваются с экономической точки зрения. И именно здесь начинаются проблемы…
— Есть ли у нас индустрия продвижения современного искусства как таковая? — обратился к собеседникам продюсер. — Мы выращиваем достаточно художников, но не воспитываем тех, кто с ними мог бы работать дальше. На сегодняшний день у нас нет арт-продюсеров. Художникам приходится зачастую самим осваивать путь к признанию. 
По его мнению, слабое место российского рынка искусства — тотальный альтруизм. Маркетинг, продажи, организация выставок — все строится на альтруистической основе. 
— Сколько у нас кафедр по современному арт-менеджменту? — задался вопросом Алексей Боков. — Прежде чем говорить о критериях развития карьеры, хотелось бы понять, что сделано в системе образования для того, чтобы был рынок. Начать с того, что у нас даже нет запросов на это от самого общества. В России есть академические институты, но молодому поколению художников идти после них некуда. Общество не понимает, зачем человеку покупать произведения современного искусства. Для индустрии продвижения современного искусства нужен фундамент — востребованность арт-произведений обществом. 
Создание такого фундамента, художественное воспитание граждан, считает руководитель Центра непрерывного художественного образования Борис Неменский, — задача как раз для общего образования. А оно изобразительное искусство вниманием обходит. По его словам, уроки искусств в школах передаются кому угодно, учителей-предметников с хорошей базой реально не хватает, при этом формировать грамотного читателя и зрителя необходимо. Но руководители образовательных организаций, как правило, недооценивают такой предмет, как изобразительное искусство (ИЗО). 
— Мы должны добиться понимания на государственном уровне, что искусству нужен потребитель, — отметил Борис Неменский. — Нужны педагоги-практики. Заменить уроки ИЗО искусствоведением недостаточно. Ведь искусство — диалог между создателем и людьми. Формирование среды зрителей очень значимо для нас. Искусство при пустых выставочных залах мертво. 
Получить образование в области менеджмента современного искусства в России все же становится возможным. В университетах появляется такое направление, как “Арт-менеджмент галерейного дела”, и другие программы, созданные специально для кураторов и искусствоведов. Существуют и общие просветительские курсы.
— Для широкой аудитории есть программа “Исследуем музеи. Взгляд изнутри”, — рассказала преподаватель кафедры “Кино и современное искусство” РГГУ Лариса Гринберг. — Это популяризация опыта музейных учреждений — семь лекций. В первый раз на нее записалось 50 человек, в том числе художники и арт-директора. Мы знакомились с действующими кураторами, анализировали выставки. 
Следующий этап проекта — изучение специфики работы государственных выставочных центров. Он начнется в сентябре. Осенний курс предназначается как раз для молодых художников, а основной акцент будет сделан на то, чтобы объяснить, как работает музей, что представляет собой музей именно современного искусства, в чем заключается работа сотрудников. 
Все же, по общему мнению экспертов, это капля в море. Чтобы научить российских граждан воспринимать произведения современного искусства, чтобы наше общество осознало его необходимость, нужно сделать еще очень много. 
Пока же наибольшую возможность реализации художники имеют на Западе, куда и стремятся уехать на заработки.
Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев