Дышите вместе! Без понимания нет воспитания.

Сегодня, по сути, единственной площадкой обсуждения сложнейших вопросов воспитания в высшей школе остаются мероприятия, проводимые Советом проректоров по воспитательной работе вузов России. Об этом в один голос заявили участники Всероссийского семинара-совещания, прошедшего в Пятигорском государственном университете (ПГУ) при поддержке Минобрнауки РФ. 

Личностный фактор
Что влияет на эффективность воспитательной работы в вузах? Представители вузовского сообщества обозначили несколько факторов. Прежде всего, нужны система и тесное взаимодействие профильного проректора с ректором вуза при понимании последним сложности и многоплановости этого процесса. 
Пример такого подхода можно было увидеть тут же, в ПГУ, где в результате многолетних поисков и экспериментов такая система сформирована. Ее вершина — управление по формированию социальных компетенций. Она пронизывает все факультеты, подразделения, группы, общежития. В нее входят мощная психологическая служба, наградная комиссия, музей истории и т.д. Все эти структуры, завязанные на проректора по воспитательной работе, теснейшим образом взаимодействуют со студенческим советом, волонтерским движением, центром студенческого развития.
Воспитательная работа начинается с первых дней пребывания молодого человека в университете. Как только приказ о зачислении подписан, первокурсник направляется в психологическую службу. “Мы должны знать, кто к нам пришел, — подчеркивает советник ректора по воспитательной и внеаудиторной работе Эльвира Кондракова. — Знать предпочтения, склонности, желания молодых людей — для того, чтобы на этой основе строить дальнейшую работу”. В конце учебного года тестирование проводится снова. Два раза в год, в начале и в конце — весь период учебы. Это позволяет педагогам видеть динамику развития личности, исправлять недочеты в воспитательной работе, вносить коррективы. 
На каждого студента заводится карта активиста, предложенная и разработанная, кстати, студентом — Володей Даниловым. Ее данные вносятся в вузовскую сеть и абсолютно прозрачны. Действует также разносторонняя система поощрений наиболее активных, талантливых, ищущих. В небольшом по численности университете работает 34 клуба по интересам. Проводится масса разных мероприятий, как разовых, так и многоэтапных, протяженных по времени. “Чтобы быть с современной молодежью “на одной волне”, надо “дышать” вместе с ней, понимать ее, — считает Э.Кондракова. — Тогда имеешь моральное право сказать: я знаю твоих кумиров, теперь познакомимся с моими: сходим, например, на концерт симфонического оркестра”. Такие концерты, к слову, проходят в университете два раза в год. 
Положительный опыт ПГУ признается всеми вузами Северо-Кавказского федерального округа, о чем говорили участники совещания. Некоторые его элементы берутся ими “на вооружение”. Например, в Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) также ввели подобие карты активиста — она называется картой социальной активности студента. “В перспективе на основе данных этой карты мы планируем выдавать выпускникам социальный паспорт, — рассказала руководитель центра социально-личностного развития отдела молодежной политики управления по воспитательной работе Елена Ливенская. — В нем найдут отражение компетенции, полученные студентом”. СКФУ — вуз молодой, ему лишь пять лет. Процесс притирки трех самостоятельных университетов, из которых он вырос, шел непросто, но сегодня в СКФУ также создана многоуровневая система управления воспитательной работой. И так же, как в ПГУ, ее эффективность определяется пониманием и полной поддержкой со стороны ректора. 
Но так обстоят дела не везде. 
— Я всего три года в этой должности, — поделилась и.о. проректора по воспитательной работе Карачаево-Черкесского государственного университета (КЧГУ) Индира Коркмазова. — Завидую ПГУ. У меня в подчинении один методист, да и эту должность еле отстояла. Бесконечная оптимизация, сокращения в высших учебных заведениях создают массу проблем. Выход видим в теснейшем взаимодействии со студенческим советом. Три года назад в КЧГУ не было ни одного клуба по интересам. Сегодня их несколько. Причем многие направления предложили сами студенты. 
В Чеченской Республике реализуется единая программа воспитательной работы. Ее важнейшая составляющая — духовный рост студентов и противодействие экстремизму. “Мы считаем, что диалог с молодыми, имеющими отличную от других точку зрения, должен идти в вузе, а не где-то еще, — убежден начальник управления по воспитательной и социальной работе Чеченского государственного университета (ЧГУ) Султан Галбацов. — В высших учебных заведениях республики тоже проводится много различных мероприятий, и часто мероприятие, начавшееся в одном университете, продолжается во втором, третьем… Выстраивается цепочка, объединенная единой темой, общими задачами и целями”. 
— Я часто обращаюсь к опыту СССР, — рассказал С.Галбацов. — Тогда в вузах широкое распространение получили, например, клубы интернациональной дружбы. Студенты нашего университета выступили с инициативой возродить такой клуб, и сейчас он уже успешно действует, вовлекая в свою орбиту все новых участников. Это одна из форм реализации Концепции национальной политики, принятой в республике.
Просвещение и диалог 
В организации противодействия экстремизму и терроризму большую помощь могут оказать духовные лидеры, считает ответственный секретарь Исполнительного комитета Координационного центра мусульман Северного Кавказа, руководитель Ресурсного центра исламского образования ПГУ Ибрагим Ибрагимов. Находящийся много лет (образован в 1998 году) в латентном состоянии, Координационный совет с прошлого года начал, наконец, активно действовать. Был сформирован Исполнительный комитет, выделены средства, в том числе через Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Стали реализовываться различные проекты. Первый — подготовка коротких видеороликов “Ислам в вопросах и ответах”. Два других взаимосвязаны между собой: “Дружба со школой” и “Дружба с вузом”. Авторитетные религиозные деятели в различных учебных заведениях читают лекции, часть из которых, а также видеоматериалы доступны на сайте Координационного совета. С нынешнего года эту работу продолжают Духовные управления и самостоятельно. “После встреч муфтии в один голос заявили: “Просвещение и еще раз просвещение — вот что нужно сейчас”, — подчеркнул И.Ибрагимов. По его словам, проводимые мероприятия высветили религиозную безграмотность большинства молодежи. Взять первокурсников. Они словно пластилин, из которого можно вылепить все что угодно. Особенно если идеи вкладывает в их головы “авторитетный”, по их представлениям, человек. От имени религии запускаются определенные тезисы, которые к ней зачастую не имеют никакого отношения, но находят отклик у молодежи. “Я не раз говорил с разных трибун об отсутствии на федеральном уровне координации работы в этом направлении. Мусульманским деятелям давно нужно было выработать и принять по наиболее актуальным вопросам единые тезисы, основы просветительской деятельности. Сейчас же такая работа ведется лишь в отдельных регионах, в других же ничего не делается, — рассказал И.Ибрагимов и добавил, что ее должны проводить совместно представители разных конфессий. 
В 2007 году в ПГУ начали читать курс православной теологии, в 2008 году — исламской теологии. ПГУ — первый светский государственный вуз России, в котором преподают эти дисциплины. “Даже среди преподавателей вначале раздавались недоуменные голоса, — вспоминает Ибрагим Ибрагимов. — Ректор тогда сказал: “Это нас только объединит”. И был прав. Появились, например, межконфессиональные браки. Сформировались совместные команды КВН. Стало обычным, что православные студенты во время Пасхи угощают мусульман традиционными блюдами, рассказывают о православных праздниках. Студенты-мусульмане, в свою очередь, то же самое организуют во время Ураза-байрама для своих православных сокурсников”. 
— Мы изучали в вузе основы научного атеизма. Изучали основы каждой из мировых религий. Поэтому я на равных могу вести диалог со священнослужителями. Сейчас же молодые даже основ не понимают, — продолжил тему ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Андрей Худолеев. — Работа по распознаванию деструктивной идеологии часто сводится к спорам специалистов об особенностях трактовки Корана. Молодежи на это начхать. Она просто не понимает, о чем речь. И это касается не только Корана, но и Библии. Мы отучили молодежь работать с первоисточником. Забыли о личностном контакте как основе воспитательной работы. Между тем, согласно опубликованным недавно результатам исследования ученых Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского, 70% молодых людей хотят личностного общения. Уже “наелись” соцсетей! А мы эту фишку прохлопали, ничего не предложив взамен. Молодежь сегодня хочет знать истоки своей нации, свои традиции. Именно через их возрождение, но не “лубочное”, а истинное, можно противостоять деструктивной идеологии. Глубоко ошибочно расхожее представление о тех, кто нам противостоит, как о дилетантах и сплошь фанатиках. У тамошних эмиссаров великолепная подготовка, самые современные технические средства и колоссальные финансовые ресурсы. Следовательно, наша работа должна вестись на опережение, с постоянным поиском новых форм и методов. 
Станислав Фиолетов
Фото пресс-службы ПГУ

Нет комментариев