Пузыри во вселенной - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Пузыри во вселенной

Астрофизики НАСА, анализирующие данные Космического рентгенолучевого телескопа Ферми (Fermi Gamma-Ray Space Telescope), сообщили об обнаружении двух огромных энергетических пузырей неясного происхождения в центре галактики Млечный Путь. Об этом читайте в The New York Times.
Как сообщает со ссылкой на “Астрофизический журнал” (The Astrophysical Journal)газета “Нью-Йорк Таймс”, “пузыри” раздуты на 25 тысяч световых лет во все стороны от центра Галактики, а энергия каждого из них эквивалентна 100 тысячам взрывов сверхновых. Источник “пузырей” остается загадкой. Авторы открытия в связи с этим выдвигают несколько гипотез. Согласно одной из них, существование энергетических выпуклостей поддерживают волны, которые образуются при рождении и смерти звезд, находящихся в галактическом центре. По другой версии, гигантский выброс может быть извержением черной дыры, которая, как известно, находится в центре Млечного Пути. Но это, скорее всего, не темная материя, уверены ученые. Она, так же как и новоявленные пузыри, является загадочным нечто, этой субстанции отводится почти четверть Вселенной, и она не дает “разбегаться” галактикам, удерживая их вместе. “Мы думали, что знаем о нашей Галактике довольно много, однако никто не ожидал увидеть в ней пузыри величиной почти с саму Галактику”, приводит слова эксперта из Принстонского университета (Princeton University) Дэвида Шпергеля (David Spergel) “Нью-Йорк Таймс”. “Вселенная полна сюрпризов”, – согласен с коллегой глава астрофизического отдела НАСА Йон Морз (Jon Morse).
История открытия свежа. Год назад Дуглас Финкбейнер (Douglas Finkbeiner) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics), проводя исследования с группой Грегори Доблера (Gregory Dobler) из Института теоретической физики Кавли в Санта-Барбаре, Калифорния (Kavli Institute for Theoretical Physics in Santa Barbara, Calif.), заметил загадочный туман из высокоэнергичных частиц, роящихся вокруг центра Млечного Пути. Среди электромагнитных излучений самой высокой энергией обладают гамма-лучи, и тогда было высказано предположение, что источником таинственного тумана могут быть именно они. Центр Галактики – это скопление всякого рода высокоэнергичных феноменов: там и черные дыры, и неистово вращающиеся пульсары. Космологические теории не исключают, что там же сконцентрирована темная материя, столкновение частиц которой может вызывать мощные потоки гамма-лучей. Однако пузыри, изучаемые Финкбейнером с коллегами, имеют четкие границы, чего в случае темной материи быть не должно, потому что она, существуя миллиарды лет, должна быть диффузной, соответственно обусловленные ею явления четко очерченных границ иметь не могут, считают астрофизики.