Патриарх карандашей. Древние жители Прибайкалья использовали графит для черчения.

Древний карандаш, возраст которого 6120 лет, обнаружили в летней экспедиции археологи Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета. Находку сделали в Бодайбинском районе Иркутской области ученые из научно-исследовательской лаборатории “Древние технологии” НИ ИрГТУ.
Как рассказал сотрудник лаборатории доцент Евгений Инешин, по характеру оставленных на карандаше следов можно сделать вывод, что его очень аккуратно шлифовали, придавая заостренную форму. “Несмотря на то что карандашу не одна тысяча лет, им до сих пор можно писать, — сообщил Е.Инешин. — Это на 78% чистый графит. Заостренным карандашом древние люди, вероятно, размечали территорию, делали разметку на шкурах при раскрое одежды. Графитная пыль, которая получалась после стачивания карандаша, использовалась ими для получения краски”.
Кроме того, в ходе экспедиции в район памятника “Мамакан-6” — эта стоянка древних людей была открыта в Бодайбинском районе в 1998 году — археологи Евгений Инешин и Алексей Тетенькин нашли орудия труда каменного века. Радиоуглеродный анализ показал, что этим предметам 18 тысяч лет. “Мы обнаружили микроорудия труда, относящиеся к пику последнего оледенения, — сообщил Е.Инешин. — Размер большинства находок не превышает одного-двух сантиметров. Микроскребки, микрорезцы — все это использовалось древними людьми для обработки шкур и резки кости”.
Иркутские археологи научились воссоздавать весь процесс изготовления каменных нуклеусов, ножей и скребков. “Мы сумели восстановить изначальную форму орудий, которыми пользовались древние охотники. В ходе исследования была изучена техника изготовления каменного орудия”, — рассказал Е.Инешин.
Сегодня в фонде лаборатории “Древние технологии” находятся десятки тысяч экспонатов, самым древним из которых примерно 30 тысяч лет.

Анастасия СЛЕПНЕВА