Столкнулись и срослись

Огромные затонувшие куски древнего континента — современники динозавров — открыты в глубинах Индийского океана, сообщает National Geographic News.
Два подводных микроконтинента, возможно, остались с тех времен, когда Индия, Антарктида и Австралия были частью суперконтинента Гондвана. По рельефу они представляют собой плато, которое было известно картографам как подводные горы Голден Драгон, что в 1600 километрах от австралийского города Перт. Но ни о происхождении гор, ни о составе их пород геологи ничего не знали до тех пор, пока международная группа исследователей, занимаясь картированием морского дна, не извлекла образцы горной породы с глубины 2500 метров. Вместо ожидаемого базальта, которым в основном представлено дно Мирового океана, ученые обнаружили куски гранита, гнейса — близкой гранитам породы, характерной для континентальной земной коры, и песчаника, также обычно обнаруживаемого на суше. Некоторые из извлеченных образцов содержали окаменелости двустворчатых моллюсков, являющихся обитателями мелководья. По мнению австралийского морского геофизика Джоанны Уайттекер (Joanne Whittaker) из Университета Сиднея (University of Sydney), “совершенно ясно, что эти два плато являются небольшими фрагментами Гондваны, которые откололись при расхождении Индии и Австралии”.
Изучая физические характеристики подводных гор, ученые установили, что плато, то есть плоские вершины этих массивов, неодинаковы по высоте относительно поверхности воды: какие-то участки находятся на глубине 1000 метров, другие — на глубине 2500 метров. По подсчетам специалистов, высота гор может достигать 4600 метров. В настоящее время Уайттекер с коллегами пытается привести полученные данные в соответствие с геологическими свойствами подводного Западно-Австралийского хребта, что может помочь в определении места раскола Гондваны. Считается, что в результате распада суперматерика около 130 миллионов лет назад образовался Индийский океан. Всей истории раскола Гондваны мы никогда не узнаем, потому что та часть суперматерика, что стала Индией, столкнулась и “срослась” с Азией. Как отмечает Уайттекер, породы, подобные тем, что составляют подводные горы Голден Драгон, возможно, есть где-то в Индии, в Гималаях, но от столкновения они изменились до неузнаваемости. Что касается обитания на затонувших осколках суперконтинента динозавров, то для того, чтобы оценить вероятность этого, нужно знать, возвышались ли когда-нибудь эти плато над водой, и если так, то когда это было.