Пальцем в печень

Первое редактирование генома человека in vivo будет проведено в новом клиническом испытании. Подробности — в The Scientist.
Калифорнийская биотехнологическая компания Sangamo Therapeutics заявила о намерении использовать метод “цинковых пальцев” — специально сконструированную белковую структуру, которая способна разрезать ДНК с помощью фермента-нуклеазы, для внесения гена отсутствующего фактора свертываемости крови испытуемым-мужчинам с гемофилией В. Экспериментальное редактирование человеческого генома проводилось и прежде, но всегда модификации подвергались клетки вне организма. Например, клетки иммунной системы Т-лимфоциты из образцов крови ВИЧ-инфицированных изменяли таким образом, что они утрачивали способность соединяться с вирусом, в результате чего после их возвращения в кровяное русло у больного прекращалось распространение инфекции. Сейчас компания Sangamo Therapeutics набирает добровольцев для клинического исследования, в котором пациенты не только с гемофилией В, но также с синдромами Гурлера и Хантера получат гены, кодирующие ферменты, которых им недостает, благодаря вставке в точно разрезанное “цинковым пальцем” место на ДНК. “Впервые новый ген будет доставлен прямо в печень”, — цитирует исполнительного директора компании Сэнди Макрэ (Sandy Macrae) издание The Scientist. “Эти клинические испытания — большая ответственность”, — добавил он. Гемофилия В, на которую направлена часть усилий генных инженеров Sangamo Therapeutics, — тяжелое нарушение свертываемости крови, вызванное отсутствием гена F9, продукт которого фактор IX — фермент, участвующий в свертывании. В двух других клинических испытаниях людям с синдромами Гурлера и Хантера будут вводить два разных гена, кодирующих ферменты, необходимые для расщепления сложных углеводов, которые участвуют в развитии организма, образовании сосудов и прочем. Без этих ферментов в клетках накапливаются специфические полисахариды гликозамингликаны, что вызывает различные неврологические состояния и сердечно-сосудистые заболевания.
Во всех трех испытаниях нуклеазы “цинковых пальцев” будут разрезать определенное место в гене альбумина в клетках печени гепатоцитах, а вносимая с ними функциональная копия “правильного” гена будет встраиваться в это место в результате естественного процесса рекомбинации. Генно-инженерная конструкция попадет в организм в результате внутривенной инъекции. Встраивание привносимых генов в ген альбумина обосновано тем, что в печени этот ген работает особенно активно, и подсадка нового гена под его регуляторный участок дает надежду на высокий уровень выработки недостающих пациентам ферментов, например фактора IX в случае гемофилии.

Изображение с сайта www.the-scientist.com