Материнский след

Опубликованы данные генетического обследования первого в мире ребенка от трех родителей. С подробностями — Nature News.

Когда в прошлом году стало известно, что американская частная клиника искусственного оплодотворения применила для зачатия родившегося в Мексике мальчика вызывающий разногласия метод, при котором совмещается генетический материал от трех людей, сразу же возникли как этические, так и научные вопросы, обращенные к руководителю клиники доктору Джону Чжену (John Zhang). Спустя месяцы, пока шли дебаты и рождались домыслы, группа Чжена предоставила дополнительные сведения о зачатии ребенка в статье, которую в начале апреля опубликовал журнал Reproductive Biomedicine Online. Однако главные вопросы касательно здоровья мальчика в долговременной перспективе остаются, а это ставит под сомнение прогрессивность самого эксперимента с тройным родительством. Метод создания “ребенка от трех родителей” призван дать возможность матерям с заболеваниями, которые вызваны дефектными митохондриями, иметь здоровых детей. Митохондрии — внутриклеточные структуры, у которых своя ДНК, ребенок наследует их от матери, поскольку эмбрион развивается из яйцеклетки, содержащей митохондрии, как и любая клетка. При донорстве здоровых митохондрий от другой женщины можно ожидать рождения здорового ребенка, и эта женщина будет третьим родителем. В описываемом случае доктор Чжен и его коллеги по клинике New Hope Fertility Center в Нью-Йорке удалили ядро из яйцеклетки здоровой женщины и заменили его ядром из яйцеклетки женщины — будущей матери с редким неврологическим заболеванием — синдромом Лея. Полученная яйцеклетка с донорскими митохондриями и ядром матери затем была оплодотворена спермой отца и после этого имплантирована в матку матери. Первый ребенок от трех родителей родился в апреле 2016 года.
В статье доктора Чжена приводятся новые детали процедуры, касающиеся метода переноса материнского ядра, но, главное, ученые обнаружили, что в донорскую яйцеклетку попало следовое количество дефектной митохондриальной ДНК матери. Скажется ли это на здоровье мальчика в будущем — вопрос. Проблема в том, что в данном случае ответа на него не будет, потому что родители отказались от дальнейших наблюдений за здоровьем ребенка. Процент поврежденных митохондрий, переданных мальчику, в разных тканях разный. По данным Чжена с соавторами, около 2% митохондриальной ДНК клеток в его моче — материнские, но в клетках кожи крайней плоти, проанализированной после обрезания мальчика, это значение возрастает до 9%. Исследования на мышах показали, что смесь здоровых и дефектных митохондрий может привести к неврологическим или метаболическим проблемам.