Кем быть или как жить? Молодежь выбирает образ жизни, а не профессию.

Для успешной карьеры и, соответственно, стабильного и “квалитетного” (качественного) образа жизни молодежь выдвигает как непременное условие три основных ресурса, которые являются основой заявки на “успешность и стабильность”.
Первый ресурс — высокий уровень/статус учебного заведения и, как следствие, качество профессионального образования. При этом молодежь считает, что получение доступа к этому ресурсу в большей степени зависит от ее собственных усилий. 
Второй ресурс — востребованность специалистов определенного профиля в экономике страны. Этот ресурс доступен молодежи при “правильном” выборе профессии.
Третий ресурс — социальный капитал, интерпретируемый в качестве полезных связей своих собственных, а чаще связей родителей, что в большей степени определяется действующим механизмом вертикальной мобильности.
По данным мониторинга трудоустройства молодежи, который проводит Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС, максимальная концентрация всех трех ресурсов, выбранных молодыми людьми для жизненного успеха, обеспечивающих стабильную занятость, распространяется всего на 3,7% респондентов. 
Большинство же опрошенных — 45,7% — располагают одним или двумя (23,5%) ресурсами. Около трети опрошенных — 27% респондентов — не имеют ни одного ресурса и, таким образом, находятся в зоне риска с точки зрения социальной адаптации в “успешном мире” своих сверстников.
По мнению молодежи, наиболее перспективная профессия для будущей жизни и карьеры, но непривлекательная для молодых людей — профессия предпринимателя, которую считает наиболее перспективной самая большая доля респондентов — 44%. Но реально занимаются предпринимательством или планируют заняться им только 6,2% молодых людей, причем включая тех, кто вошел или планирует войти в семейный бизнес. 
Перспективные и относительно доступные при поступлении в вуз, с точки зрения молодых людей, профессии: государственное и муниципальное управление, финансовая и правовая сферы, силовые структуры.
Традиционные, относительно доступные для получения образования массовые профессии: инженер, врач.
Наименее перспективные профессии, по мнению молодежи, — творческие профессии и профессия учителя, наименее успешны на ранних стадиях карьеры и жизни также люди науки.
Елена ПОЛУШКИНА,
заместитель директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

Нет комментариев