Как большие. Предприятия среднего бизнеса подключаются к кадровой политике.

В конце апреля Минобрнауки подвело итоги конкурса на распределение контрольных цифр приема (КЦП) в вузы на 2018/2019 учебный год. Согласно действующим правилам, эти результаты, в первую очередь, зависят от потребностей основных отраслевых работодателей (Союз машиностроителей России, РОСНАНО, “Росатом”, “Роскосмос” и др.) и прогнозов регионов. Между тем средний высокотехнологичный бизнес, которому сегодня отводится роль драйвера роста отечественной экономики, также нуждается в квалифицированных специалистах, причем нередко наиболее дефицитных.

Оказывается, что предприятия этого сегмента реального сектора тоже могли бы влиять на структуру КЦП, взаимодействуя с ключевыми участниками процесса распределения контрольных цифр приема — Минобрнауки, центрами ответственности (федеральными органами исполнительной власти, крупными работодателями) и руководством субъектов РФ. К этому их призвал заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Денис Пономарев, который рассказал о путях такого взаимодействия на недавнем министерском семинаре с участием представителей быстрорастущих компаний из рейтинга “Национальные чемпионы” и проекта “ТехУспех”.
Один из предложенных способов подходит для предприятий или ассоциаций отраслевых работодателей, достаточно крупных, чтобы “освоить” существенный объем КЦП. У них, как сообщил Денис Пономарев, есть шанс попасть в перечень центров ответственности в случае, если соответствующую заявку одобрит Минобрнауки. Второй вариант — заявить о своих потребностях в региональное министерство образования, которое тесно взаимодействует и с реальным сектором, и с вузами, зная их возможности по обучению тех или иных специалистов. Еще один способ повлиять на ситуацию — наладить отношения с отраслевым министерством (Минздрав, Минкомсвязи, Минкультуры и др.), которое, будучи центром ответственности, готовит предложения о подготовке по конкретным направлениям. 
— Учесть вашу потребность в кадрах может и вуз, формируя свою заявку на конкурс по распределению КЦП. При этом необходимо понимать, какой объем специалистов вы сможете принять на работу через пять-шесть лет, — подчеркнул представитель Минобрнауки. 
Он также обратил внимание участников семинара на весьма успешно зарекомендовавшее себя целевое обучение и напомнил о преимуществах этой формы совместной подготовки кадров, условия которой и обязательства сторон закрепляет договор между университетом, студентом и его потенциальным работодателем: 
— Целевое обучение дает предприятию возможность отобрать будущего сотрудника среди учащихся вуза: можно посмотреть, кто из них более успешен, скорректировать программу его подготовки и получить специалиста, заточенного конкретно “под вас”. 
По словам Д.Пономарева, этот формат наиболее эффективен в университетах, внедряющих модульные принципы построения программ, что позволяет сформировать группы студентов с индивидуальными образовательными траекториями. Наглядный пример — проект “Новые кадры для ОПК”, который предусматривает финансирование дополнительной подготовки старшекурсников со стороны как Минобрнауки, так и компаний-участниц, оказывающих студентам еще и социальную поддержку. В итоге такое обучение обходится вдвое дороже стандартного норматива, но при этом вуз, согласно договору, тратит дополнительные средства на модернизацию лабораторий и кафедр, в которых готовят старшекурсников, участвующих в программе. 
Замдиректора департамента сообщил, что за два года с начала запуска “Новых кадров для ОПК” в данном формате было реализовано более 1100 образовательных проектов и 22 инфраструктурных. В программу вовлечено 9 тысяч студентов и порядка 80 вузов. Почти 2900 человек завершили подготовку, 2400 трудоустроены, оставшиеся или ушли служить в армию, чтобы доучиться по возвращении, или разорвали договор и теперь будут возмещать затраты заказчика. 
— Сейчас в данной программе участвуют более 250 организаций-партнеров. Надеемся, что их число вырастет и еще больше предприятий оборонно-промышленного комплекса будут обеспечены квалифицированными кадрами, — сказал Д.Пономарев. По его данным, новый отбор состоится в августе, и профильные компании среднего бизнеса смогут участвовать в нем вместе с вузами. 
Заполучить участника программы “Глобальное образование” — еще одна возможность для технологического бизнеса закрыть вакансии высококвалифицированных сотрудников. За российских выпускников, которые возвращаются на родину из ведущих иностранных университетов, входящих в топ-100 мировых рейтингов, конкурируют предприятия, включенные в соответствующий перечень Правительства РФ, — резиденты технопарков в сфере высоких технологий, ключевые работодатели приоритетных отраслей и т.д. В этот список может попасть и иная организация-работодатель, соответствующая определенным критериям Минобрнауки, если ее порекомендует профильное министерство. Сегодня, по данным замдиректора департамента, 39 участников программы уже завершили обучение и вернулись в Россию. Из них 24 трудоустроены, остальные еще не выбрали работодателя. Всего за время реализации программы (с 2014 года) министерство, оплачивающее обучение участников “Глобального образования”, привлекло в программу порядка 400 человек, поступивших в зарубежные вузы, а целевой показатель (к 2025 году) превышает 700 человек. 
В настоящее время в списке их потенциальных работодателей — более 600 организаций, при этом некоторые области экономики представляют одна-две компании, а по ряду направлений претендентов нет вообще. Кроме того, большая их часть сосредоточена в Москве или Санкт-Петербурге, хотя участников программы отбирали по всей стране.
— Если вы региональная организация и заинтересованы в получении этих кадров — ждем заявок на включение в перечень, — заметил Д.Пономарев.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
 

Нет комментариев