Возможны варианты. Ректоры присмотрелись к моделям инновационных центров.

Теперь не “деньги в обмен на обязательства”, а “новые возможности за новые эффективные решения” — так предложил характеризовать запущенный недавно приоритетный проект “Вузы как центры пространства для создания инноваций” директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, принявший участие в дискуссии о проблемах и вызовах, связанных с реализацией “дорожной карты” этого проекта. Мероприятие, организованное Минобрнауки, Национальным фондом подготовки кадров и Национальным исследовательским Томским государственным университетом (ТГУ), прошло в формате круглого стола в рамках Московского международного салона образования. 
В ходе встречи представители власти, институтов развития и ректоры обсудили механизмы взаимодействия сторон, формирующих в регионах пространство для создания и внедрения инноваций, а также подходы и критерии отбора статусных вузов, на базе которых будут создаваться университетские центры инновационного развития, прежде всего — опорных и участвующих в Проекте 5-100. В этом году планируется открытие 40 таких структур, а в перспективе (к 2025 году) — порядка 100. 
Как подчеркнул Александр Соболев, от ведущих университетов министерство ждет принятия наиболее продуктивных решений по партнерству с региональной властью, организациями реального и социального секторов экономики. 
— Масштаб и степень вовлеченности в проект государственных денег будет зависеть от эффективности инструментов, которые вы предложите. Если мы не найдем таких решений, то он, скорее всего, что называется, не полетит, — отметил директор департамента.
Он сообщил, что на данном этапе идет разработка критериев и механизмов отбора вузов для организации региональных центров инновационного развития. Глава департамента предположил, что интегральным показателем качества модели такого центра может стать включенность местной инфраструктуры в деятельность базового вуза. Разработкой данных моделей занимается рабочая группа под руководством ректора ТГУ Эдуарда Галажинского. Он предложил коллегам несколько вариантов решения задачи. До июля текущего года выбранные модели должны быть представлены Правительству РФ. 
Один из вариантов ориентирован на университеты как центры инновационно-технологического развития, активно взаимодействующие с предприятиями и компаниями, чья деятельность связана с приоритетными направлениями в экономике. Другой подходит вузам, позиционирующим себя как центры социального развития своих регионов (участие в развитии социального предпринимательства, в формировании социальной политики и т.д.).
— Нам также нужны работоспособные типовые модели и механизмы трансляции лучшего опыта, — сказал Александр Соболев. Ректоры и руководители региональных администраций привели несколько примеров успешных практик. Так, заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Виктория Казакова рассказала о ключевой роли Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина (УрФУ) в областном научно-производственном консорциуме “Аддитивные технологии”.
— На базе УрФУ действует региональный инжиниринговый центр, работающий в сфере лазерных и аддитивных технологий. В 2014 году при создании этого центра были сформулированы основные задачи, которые способствуют развитию промышленности региона, — пояснила она.
Эффективным форматом обмена полезным опытом и расширения возможностей за счет взаимного использования ресурсов обещает стать консорциум опорных вузов, который создается по инициативе Самарского государственного технического университета. Ректор СамГТУ Дмитрий Быков сообщил, что необходимые соглашения уже подписаны и следующим шагом станет формирование общей базы научных наработок, объединение потенциала диссертационных советов и т.д. 
— Мы создадим сайт консорциума, который будет интересен не только для опорных вузов, — также пообещал ректор.
Участники круглого стола поделились своими взглядами на подходы к реализации проекта. Ректор УрФУ Виктор Кокшаров предложил при оценке инновационных возможностей университетов применять такие критерии, как количество базовых кафедр, созданных вместе с предприятиями региона, инжиниринговых и внедренческих центров; доля работающих там сотрудников вуза в общем числе научно-педагогических работников, объем квалификационных работ выпускников, результаты которых внедрены в производство, и др.
— Чем больше мы работаем над решением конкретных технологических задач, тем лучше для региона и страны в целом, — уверен ректор. 
Ректор Национального исследовательского технологического университета “МИСиС” Алевтина Черникова обратила внимание коллег и представителей Минобрнауки на недостатки в нормативном обеспечении сотрудничества вузов:
— Решение многих задач лежит в междисциплинарной плоскости, и в одиночку мы с ними не справимся, надо объединять усилия. Необходимо утвердить законодательные акты, которые регламентировали бы сетевое взаимодействие университетов.
Как и другие руководители вузов, она приветствовала возможность выбирать модель университетского центра, ориентируясь на наиболее сильные стороны деятельности и конкурентные преимущества каждого университета. 
— Важно, чтобы этот процесс был основан на принципах открытости и академических свобод, — подчеркнула ректор МИСиС.
Татьяна КОНДРАКОВА

Нет комментариев