Рисовая плазма

Белок плазмы крови — человеческий сывороточный альбумин, потребность в медицинских препаратах которого очень высока, — можно получать в большом количестве из риса. Об этом достижении генной инженерии растений сообщили китайские ученые в ноябрьском номере “Трудов Национальной академии наук” (Proceedings of the National Academy of Sciences) США, говорится в журнале The Scientist.
Если выяснится, что выделяемый из рисовых зерен человеческий белок действительно можно применять в медицинских целях, то это не только решит проблему дефицита ценного компонента плазмы, но и уменьшит риск передачи болезнетворных агентов (таких, как вирусы гепатита или иммунодефицита человека) при переливании крови и других процедурах. “Авторы продемонстрировали возможность широкомасштабного получения очищенного и функционально эквивалентного человеческому белка”, — цитирует участника европейского консорциума по производству фармацевтических белков в растениях Pharma-Planta Ричарда Тваймана (Richard Twyman) из Университета Уорвика (University of Warwick), Великобритания, издание The Scientist. По словам эксперта, “создана потенциально очень хорошая альтернатива человеческому сывороточному альбумину, который поставляется в клиники в настоящее время”. Этот белок используют в таких случаях, как потеря крови, серьезные ожоги, скопление жидкости в брюшной полости, вызванное циррозом печени. Кроме того, человеческий сывороточный альбумин служит средством доставки вакцин и лекарств в организм и является важной составляющей среды культивирования биологического материала при получении вакцин и фармацевтических препаратов.
Единственным источником человеческого сывороточного альбумина в настоящее время является кровь. Помимо того, что ее доноров всегда не хватает, использование препаратов плазмы крови, сопряженное с высоким риском распространения инфекционных заболеваний, давно уже ставило вопрос о поиске других источников остро необходимого белкового препарата. Ученые пытались приспособить в качестве продуцентов человеческого альбумина дрожжи, бактерии, растения картофеля и табака. Но при использовании микроорганизмов, для того чтобы не допустить попадания микробных загрязнений, требовался высочайший уровень очистки препаратов, в случае картофеля и табака выход белка был заведомо нерентабельным. Для поднятия продуктивности трансгенного растения по человеческому белку группа китайских ученых под руководством Дайчан Яня (Daichang Yang) из Уханьского университета (Wuhan University) обратилась к рису, нацелившись при этом на эндосперм — запасающую ткань в семени растения. Запустив экспрессию гена человеческого сывороточного альбумина в эндосперме, авторы добились выхода на уровне 2,74 грамма чистого альбумина на килограмм рисового зерна, это в 25 раз превышает количество белка (0,1 грамма), выделяемое из листьев трансгенного табака.