Отделение наводнением

Англия отделилась от материковой Европы в два этапа в результате двух наводнений, геологи назвали этот доисторический эпизод Brexit 1.0. С подробностями — Reuters.
В журнале Nature Communications представлены результаты геологического исследования, которые подтверждают гипотезу о том, что соединение проливов Па-де-Кале и Ла-Манш, разорвавшее сушу между Британией и Францией, произошло в два этапа: сначала был разлив озера, а потом катастрофическое затопление. “Прорыв перешейка между Дувром и Кале был, несомненно, одним из важнейших событий в истории Британии, что способствовало формированию нашей идентичности как островной нации”, — сказал в комментарии Reuters руководитель исследования профессор Имперского колледжа Лондона (Imperial College London) Санджив Гупта (Sanjeev Gupta). “Когда закончился ледниковый период и повысился уровень моря, долину затопило, и тогда Британия утратила физическую связь с материком, это был Brexit 1.0, Brexit, за который никто не голосовал”, — отметил ученый. Первая деталь разгадки неведомой части истории появилась 10 лет назад, когда было обнаружено геофизическое доказательство существования гигантской долины на дне в центральной части Ла-Манша. Как предполагают ученые, здесь была сеть долин, что свидетельствует об очень сильном затоплении суши, возможно, вызванном проломом в меловой горной гряде, соединяющей Британию и Францию. В новом исследовании, объединившем новые геофизические данные, собранные бельгийскими и французскими учеными, с имеющимися придонными британскими данными, помимо подтверждения системы долин, на морском дне обнаружены еще и огромные впадины. Это позволило авторам обрисовать обстоятельства, при которых могла быть проломлена меловая гряда.
По мнению ученых, гряда меловых гор служила дамбой, своего рода плотиной, за которой находилось предледниковое озеро. Это озеро разлилось из-за гигантского затопления, размыв берега с обнажением породы, а следствием ослабления берегов стало затопление долинной местности огромными массивами воды. “Мы пока не можем назвать причину, по которой вышло из берегов прогляциальное озеро”, — замечает соавтор исследования Дженни Кольер (Jenny Collier) из Имперского колледжа Лондона. “Возможно, откололась часть ледяного щита и упала в озеро, а это вызвало большую волну, которая каскадом обрушилась на меловую гряду. Возможно также, что было землетрясение, ослабившее горное образование и высвободившее массив воды, следы потоков которой мы увидели в нашем исследовании”, — говорит она. Без этих геологических событий Британия до сих пор могла оставаться соединенной с Европой, выдаваясь в море, подобно Дании. Разделение могло иметь место около 430 тысяч лет назад, если судить о возрасте осадочной породы на дне Атлантического океана у входа в Ла-Манш.
Изображение с сайта www.sciencerecorder.com