Ловите момент! В науку нужно звать пятиклассников.

“Почему мы те, кто мы есть?” — этой необычной теме был посвящен семинар в Физико-техническом институте им. А.Ф.Иоффе РАН. Докладчик, профессор Физтеха и Еврейского университета в Иерусалиме Мирон Амусья, задался в общем-то нехарактерными для физика вопросами о периоде формирования ментальности человека. Когда происходит и чем определяется выбор профессии — наследственностью, средой, школьным или домашним воспитанием? Можно ли этот выбор менять целенаправленно, и если да, то как?
Друг и коллега докладчика Марк Перельман еще в 1991 году опубликовал работу “Феномен интеллекта. Почему физики становятся физиками, а политики политиками”. Ранее эти исследования поддержал академик Андрей Сахаров. С 2000 года Перельман и Амусья проводили их вместе, в частности проанализировали автобиографии выдающихся физиков. Важно было выявить то знаменательное событие, которое сами Эйнштейн, Бор, Ферми, Паули, Ландау, Бардин, Зельдович, Александров считали поворотным в своей судьбе. Оказалось, что для них глаза на мир и свое предназначение открывались как по мановению волшебной палочки — под влиянием случайно прочитанной в отрочестве книги по физике, химии или математике, знакомства с оригинальной идеей, встречи с незаурядным ученым.
Возрастом импринтинга, или “впечатывания” в сознание внешних образов (это явление подробно изучал знаменитый австрийский ученый Конрад Лоренц), когда воздействие на психику человека является определяющим, можно считать 12-13 лет. Первоначальная догадка окрепла при анализе других профессий и биографий. Еще одним подтверждением этой гипотезы Амусья считает поколение физиков, родившихся в 1931-1934 годах, — мощным импринтером для них были взрывы атомных бомб в 1945 году. Достоверно известно, дополнил астрофизик академик РАН Дмитрий Варшалович, что запуск первого советского искусственного спутника Земли и полет Юрия Гагарина стали определяющими при выборе тогдашними мальчишками в разных странах профессий, связанных с изучением и освоением космоса.
Докладчик напомнил, что библейская традиция придает 13-летию особое значение как рубежу не только физиологического, но и интеллектуального взросления. Он честно предупредил, что на многие вопросы ответить не в состоянии — нужны междисциплинарные исследования, которые они с Перельманом тщетно пытались инициировать, но призвал участников институтского семинара обратиться к собственным биографиям. А чтобы повлиять на выбор нынешней молодежью профессии ученого — почаще общаться со школьниками, причем не выпускных, а пятых — седьмых классов!

Аркадий СОСНОВ

Нет комментариев