Бизнесмены или пролетарии? В кого превращаются современные профессора.

 

Антропологи Томского государственного университета в рамках мегагранта Правительства РФ по проекту “Человек в меняющемся мире” занялись необычной темой — они изучают профессиональную идентичность преподавателей разных стран. Сейчас в центре их внимания находятся профессора российских и британских вузов. Согласно выводам ученых ТГУ, представителей двух стран объединяет концепция “Университет 3.0”: трансформация высшей школы приводит к тому, что преподаватели все больше уделяют внимание развитию у себя финансовых и управленческих навыков. 
Проект реализуют старшие научные сотрудники лаборатории социально-антропологических исследований ТГУ Александр Сорокин и Михаил Грибовский. Они взяли более 50 углубленных интервью у преподавателей московских и сибирских вузов, а также 20 интервью с их коллегами из группы вузов, входящих в топ-100 мирового рейтинга, — университетов Бирмингема, Лидса, Манчестера, Шеффилда, Глостершира и Центрального Ланкашира. В ходе бесед ученые спрашивали преподавателей о причинах выбора профессии, конкретного университета, о том, какими навыками должен обладать современный вузовский преподаватель, об отношениях между сотрудниками, о степени престижности профессии и т.д.
— Происходящие во многих странах на разных стадиях и с разными темпами трансформационные процессы в системе высшей школы приводят к формированию университета инновационно-предпринимательского типа (“Университет 3.0”) — и внедряют бизнес-парадигму профессиональной деятельности, — отмечает А.Сорокин. 
Концепция “Университет 3.0” предполагает создание на базе университетов интегрированной предпринимательской системы, где вузы становятся ключевыми поставщиками инноваций. Это означает переход к модели генерации технологий, талантов, рынков и рыночных сервисов, в рамках которой университеты превращаются в градообразующие центры экономических кластеров. 
Для того чтобы продолжать быть востребованными и соответствовать этой концепции, согласно выводам антропологов ТГУ, профессора и в России, и в Великобритании все чаще отмечают значимость soft skills (навыки в области проектного менеджмента, финансового планирования, тимбилдинга) и необходимость приобретения управленческих качеств. Кроме того, преподаватели обеих стран признают необходимость частой корректировки профессиональной деятельности в связи со сменами политической или экономической ситуации.
Однако при этом у британских и российских коллег существуют черты профессиональной идентичности, вытекающие из особенностей системы высшего образования в каждой из стран, связанные с культурной спецификой, национальным менталитетом и т.д., что предопределяет некоторые различия в восприятии профессии.
Одним из различий являются отношения в коллективе между преподавателями. В Великобритании преобладают скорее рабочие, чем дружеские отношения. Это связано с высоким уровнем конкуренции и академической мобильности, вследствие чего профессора в Великобритании часто меняют место работы. У британских коллег преобладает повышенный индивидуализм, но они активно вовлекаются в сетевое взаимодействие, а при общении со студентами характерна неформальная коммуникация.
Что касается России, то здесь для многих преподавателей является типичным представление об университете, о родной кафедре как о “втором доме”, а круг ближайших друзей часто заметно пересекается с университетским окружением.
Отличительная черта вузовских преподавателей в Великобритании — высокий уровень академической мобильности, это, как и частая смена места работы, приводит к низкой степени лояльности к конкретному университету, но высокой преданности профессии и академическому сообществу как таковому. При этом возникает высокая степень конкуренции для получения постоянного контракта (tenure track).
Для России же во многом характерна противоположная ситуация. Здесь преподаватели гораздо реже меняют место работы и склонны демонстрировать большую преданность своей alma mater — университету, в котором они получили образование и сделали научно-педагогическую карьеру.
Что касается представлений о преимуществах своей работы, то британцы с россиянами в основном солидарны: таковыми они считают академическую свободу, гибкость графика, широкие коммуникативные возможности и высокую степень удовлетворения от своего дела. 
— Большинство наших британских респондентов отмечали высокий престиж профессии университетского преподавателя в глазах общества, — рассказывает М.Грибовский. — Однако некоторые обращали внимание, что в последние десятилетия степень престижности снижается. В числе причин — количественный рост преподавательского сообщества, бюрократизация, постоянно возрастающие требования к преподавателю, ненормированный график работы. Один из бирмингемских профессоров прямо заявил: “Университетские преподаватели превращаются в новый пролетариат”. 
Отметим, что исследование выполнялось при поддержке Center of Russian, East European and Eurasian Studies Бирмингемского университета. В 2017 году антропологи ТГУ расширят географию исследования профессиональной идентичности преподавателей за счет включения вузов Германии, Франции и Восточной Европы.
Пресс-служба ТГУ 

 

 

Нет комментариев