Разруха — в генах. Новосибирские ученые обнаружили механизм запуска депрессии.

По прогнозам медиков, к 2020 году депрессия прочно займет второе место по распространенности в мире после сердечно-сосудистых заболеваний. Ситуация усугубляется присущими этому заболеванию рисками, в первую очередь суицидальным. Проблема депрессии еще и в том, что свыше 60% пациентов не чувствительны к фармакотерапии, а если лекарства и дают эффект, то не ранее чем через 30 дней, что не позволяет снять опасность суицида. Тем больше оснований считать недавние результаты исследований трех новосибирских институтов значительным шагом на пути к “быстрому ответу” на нависшую над человечеством угрозу.
Статистика грусти
Ученые Федерального исследовательского центра Института цитологии и генетики СО РАН обнаружили ген, влияющий на развитие депрессии у европейцев. Группа сотрудников лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа под руководством доктора биологических наук Татьяны Аксенович — на сегодняшний день единственная в России, чья специализация — разработка статистических методов генетического анализа. Именно новые методы математической генетики, реализованные в виде пакета программ “Фрегат”, помогают идентифицировать гены, ответственные за то или иное заболевание.
— С точки зрения генетики, депрессия — уникальная болезнь, — комментирует Татьяна Аксенович. — Вклад генотипа в развитие депрессии примерно такой же, как и у шизофрении, но для шизофрении уже установлены десятки генов, которые контролируют возникновение и развитие этого заболевания. Для депрессии до сих пор не было надежно установлено ни одного гена.
По словам Татьяны Иосифовны, это связано со спецификой данного заболевания. Болезнь имеет разнообразные проявления: пациенты различаются по частоте, тяжести и продолжительности эпизодов. Кроме того, депрессия характеризуется сложной генетической архитектурой, включающей большое число генов, обладающих малыми эффектами. Известно, что чем меньше эффект гена, тем больший размер выборки требуется для его идентификации. Некоторые специалисты полагали, что для выявления ответственных за депрессию генов потребуется обследовать свыше 50 тысяч человек. Но, благодаря уникальным программам, новосибирским исследователям удалось получить результаты, проанализировав всего около двух тысяч человек. Данные для исследования были получены от голландского центра “Эразмус” в Роттердаме, где занимаются изучением депрессии. Во главу угла новосибирские генетики поставили не наличие диагноза, а депрессивные симптомы, выявить которые помогли специальные опросники. Анализируя ответы, можно оценить степень предрасположенности к депрессии у человека или степень ее тяжести, когда заболевание уже диагностировано. Причем депрессивные симптомы могут проявляться и у здоровых людей, что позволяет увеличить информативность выборки.
— Программное обеспечение позволило существенно упростить исследование, рассматривая генотипы всех вариантов одновременно, — рассказала Татьяна Аксенович. — Более того, мы ограничились только теми генами, которые влияют на структуру белка.
В ходе этой работы ученым ФИЦ ИЦиГ СО РАН удалось идентифицировать ген, участвующий в контроле депрессии. Затем голландские исследователи подтвердили достоверность полученного результата на независимой выборке людей.
Сезон тревоги
Новосибирский НИИ физиологии и фундаментальной медицины (НИИФФМ) является центром превосходства в области изучения молекулярно-генетических и нейрофизиологических особенностей личности, связанных с риском возникновения психических расстройств, характером их течения и чувствительностью к лечению депрессий. Институт занимается разработкой персонализированных технологий немедикаментозной терапии таких заболеваний. НИИФФМ и томский НИИ психического здоровья еще в 2015 году стали первыми в России участниками мирового консорциума ENIGMA (Enhancing Neuro Imaging Genetics through Meta-Analysis), в котором ученые более 100 стран мира работают над исследованием генеза нейродегенеративных расстройств. Как сообщил директор института академик Любомир Афтанас, новосибирский НИИ физиологии и фундаментальной медицины стал основным российским исполнителем проекта, томский НИИ психического здоровья — соисполнителем. В рамках этого проекта сибирские ученые уже исследовали механизмы неосознаваемого и осознаваемого восприятия угрозы и пришли к интересным выводам. Так, степень фильтрации негативной информации напрямую связана с уровнем эмоционального интеллекта (EI, не путать с интеллектом рациональным, показателем которого является IQ). Высокие показатели эмоционального интеллекта гарантируют человеку стрессоустойчивость, способность не поддаваться паническим и депрессивным расстройствам. Кроме того, исследование склонностей к депрессии и особенностей организации осцилляторных сетей мозга было поддержано грантом Российского научного фонда (руководитель проекта — заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии НИИФФМ доктор биологических наук Геннадий Князев). В конце прошлого года ученые опубликовали результаты исследований в авторитетном научном журнале Brain Research.
— Цель проекта — исследование предрасположенностей к депрессии на доклинических стадиях, генетических факторов и личностных особенностей людей и, главное, исследование механизмов работы мозга, — рассказал Геннадий Князев в интервью порталу НГС (Независимый городской сайт). — Методы исследования — энцефалография и функциональная магниторезонансная томография. Мы сравнивали эффекты тревожности и депрессии. Эти две патологии — большое депрессивное расстройство и генерализованное тревожное расстройство — по мнению некоторых ученых, нужно объединить вместе в международной классификации болезней и называть аффективными расстройствами: часто они взаимосвязаны, тревожность может быть одним из механизмов генеза депрессии. Однако как состояния, по нашим данным, тревожность и депрессия противоположны друг другу. Когда человек находится в состоянии тревожности, он насторожен, внимание обращено вовне. Испытуемые хуже различают улыбку и агрессию, это видно и по активности мозга. За внимание отвечает передняя часть поясной извилины — область между полушариями. У тревожных людей активность этой части мозга увеличена. А депрессия, наоборот, отличается снижением внимания при восприятии информации. Мы показывали людям изображения лиц с разными эмоциональными выражениями, а человек должен был выбрать вариант взаимодействия — подружиться, уклониться от контакта, проявить агрессию. Тревожные люди чаще пытались уклониться от контакта и реже предлагали дружбу. Участвовали в эксперименте 44 человека в возрасте от 18 до 35 лет, они также отвечали на опросник Бека (21 вопрос на выявление основных симптомов депрессии) и личностный опросник для определения тревожности. Кстати, исследования на однояйцевых близнецах показали, что тревожное расстройство и депрессия зависят от одних и тех же генов. Но генетическая предрасположенность играет роль в развитии расстройства лишь наполовину, остальное — влияние факторов внешней среды.
Например, люди, живущие в Приполярье, склонны к сезонным аффективным расстройствам, которые проявляются в осенне-зимний период. Но подвержены этому жители и более низких широт. Людям в холодном климате особенно не хватает света, поэтому хорошим методом лечения считается искусственный свет. В России, к сожалению, процентов 5-8 населения в зоне потенциальной депрессии — и это только диагностированные. А реальные цифры намного больше. Некоторое время назад исследователи сравнивали москвичей с новосибирцами по личностным особенностям и выяснили, что новосибирцы являются бόльшими интровертами, у них выше невротизм, выше склонность к депрессиям. Осенняя тоска — не повод тут же бежать к психиатру, человек может справиться с этим самостоятельно. Обратиться к специалисту стоит при нарушениях сна, половой функции, изменении аппетита — это все соматические симптомы. Среди симптомов когнитивных — мысли о самоубийстве.
Как уже упоминалось, важную роль играют способы восприятия и обработки информации — среди них есть здоровые, а есть — ведущие к патологии. Например, подавление, когда человек пытается убедить себя и показать другим, что у него все в порядке, — плохой способ, приводящий к появлению психосоматических симптомов — нарушению сна, аппетита и даже изменению давления.
Что интересно, в поведенческих культурах некоторых стран подавление — это норма. В коллективистских культурах нежелательно показывать свои переживания. Типичный пример — Китай. А типичная индивидуалистская культура — это США. Россия где-то посередине. У нас коллективизм является больше фактором риска, чем защиты, ведь коллективизм не только дает поддержку, но и налагает на человека немалые ограничения.
Другой рискованный способ — руминация, постоянное навязчивое возвращение к одним и тем же мыслям. Например, человек постоянно думает о том, что про него думают другие. Он не может контролировать этот поток сознания, мысли постоянно крутятся в голове, мешая заснуть. Более правильный способ обработки информации — переосмысление. Нужно выйти из собственного “Я” и посмотреть на ситуацию со стороны. Тогда человек понимает, что могло бы быть и хуже. Прием переосмысления может помочь избежать депрессии.
Даже наличие генетической предрасположенности и череда самоубийств в роду не являются безусловной предпосылкой заболевания, многое зависит от жизненных обстоятельств конкретного индивида. Нам следует внимательнее следить за тем, как мы обрабатываем информацию. Возможно, при наличии наследственных факторов риска стоит с осторожностью подойти к выбору профессии — не идти, например, в предприниматели, где деятельность чревата постоянными стрессами, а выбрать что-то более спокойное.
Спасительный томограф
В декабре прошлого года в Новосибирске появился уникальный прибор — в Институте “Международный томографический центр” СО РАН запущен новый магниторезонансный томограф Philips Ingenia 3.0T с максимально мощным магнитным полем 3 тесла, стоимостью более 100 миллионов рублей. Такой аппарат — первый в мире полностью цифровой сканер — позволяет выполнять не только диагностику широкого спектра, но и фундаментальные исследования. Так, с появлением мощнейшего томографа перед учеными и медиками открываются возможности для проведения ряда технически сложных процедур: сканирование всего тела для онкоскрининга, проведение магниторезонансной спектроскопии для определения химического состава тканей, применение методов неинвазивной ангиографии сосудистого русла, диффузионно-взвешенной и диффузионно-тензорной трактографии для оценки состояния белого вещества головного мозга и других. К тому же прибор нового поколения обладает высокой пропускной способностью и позволяет проводить обследования в комфортных условиях для пациентов, в том числе парализованных.
По словам заместителя директора МТЦ Дмитрия Сагдеева, установки томографа пришлось ждать 8 лет — не было финансирования. Подобные цифровые томографы нового поколения в России есть, но новосибирский превосходит их по мощности и научно-ориентированной комплектации. Дело в том, что в Международном томографическом центре три года назад была создана лаборатория трансляционных исследований мозга, занимающаяся в числе прочего и изучением депрессии.
 — Новый томограф мы хотим использовать не только для более точной диагностики этого расстройства, но и для его лечения. С помощью произведенного в Нидерландах прибора очень хорошо видна обратная связь: условно говоря, человек шевелит рукой — и мы видим вспышку активности определенной интенсивности в конкретной точке головного мозга. Надеюсь, благодаря таким возможностям мы сможем приблизиться к решению проблемы депрессии, — считает Д.Сагдеев.
Подготовила Ольга Колесова