Шире год! Не пора ли подумать о летнем учебном семестре?

Хотя латинский первоисточник утверждает, что слово “семестр” означает “шесть месяцев”, реально в вузах он длится не более пяти. Вузовский учебный год может делиться на семестры, триместры, четверти (модули), однако в нашей стране практически везде обучение идет по семестрам. Лето, “третий трудовой семестр”, многие студенты проводили в строй-отрядах. Труд подчас совсем не был связан с будущей специальностью, однако “обучающая” сторона трудового семестра подчеркивалась. Обучение шло по таким “дополнительным предметам”, как умение работать в коллективе, приобретение навыков руководства, самообразование, проявление инициативы и т.д. Плюс студенты получали весомый заработок. Многие руководители, ведущие специалисты и организаторы производства с благодарностью вспоминают школу “третьего трудового”.
Сегодня требуется получить образование как можно быстрее, и при этом оно должно быть качественным, с хорошей фундаментальной подготовкой. Совместить столь противоречивые требования к образовательному процессу в вузе можно за счет доп олнительного летнего учебного семестра.

Вуз в образовательном смысле характеризуется тремя основными составляющими:
образовательные программы (специальности, изучаемые курсы),
образовательные материалы (содержание лекций, практические и лабораторные работы, критерии оценки знаний),
образовательная среда (квалификация профессуры, связь науки и учебного процесса).
В существующих многочисленных вариантах рейтингов вузов не все эти факторы учитываются в должной мере. И это не совсем верно. Немного утрируя, можно сказать, что, если из вуза уходит выдающийся профессор, в действительности рейтинг вуза понижается. Образовательные стандарты в идеале призваны “ограничивать”, характеризовать, оценивать результат, а не процесс.
При одинаковых образовательных стандартах вузы должны отличаться наличием “авторских” учебных предметов, методик преподавания. Так, чтобы возникло желание (и возможность), скажем, у студента московского вуза приехать, например, в Томск, прослушать уникальный курс известного профессора и сдать по курсу зачеты. Студент может оплатить такую поездку сам, а может использовать гранты специальных программ “мобильности”.
Эффективность образовательного процесса растет, если студентами изу-чаются немного (не более 5) различных предметов одновременно, если последовательность курсов четко выверена, если отсутствуют большие перерывы между связанными в циклы (модули) предметами. К большим перерывам в занятиях следует также отнести законодательно предписываемые в нашей стране летние каникулы продолжительностью 2 месяца.
В лучших университетах мира лето обязательно используется для учебы. Так, в Стэнфордском университете это единственный период обучения, доступный студентам других вузов. И пользуются такой возможностью до 2000 человек за сезон. В Канаде летний семестр используется в основном для сокращения общего времени обучения в вузе.
Как правило, летний период обучения (семестр, триместр) короче осеннего и весеннего (обычно от 15 до 18 недель каждый, включая экзамены). Длительность летнего учебного цикла может меняться в зависимости от задач и обучаемого контингента от 5 до 12 недель. Количество изучаемых предметов также разнится: не более 5-6 для продолжительных семестров и 3-4 для укороченных. Однако обу-чение летом может проходить интенсивнее (в том числе и за счет сокращения числа предметов) примерно в полтора раза, так что материал курсов осваивается в полном объеме “зачетных часов”. Кстати, студенческие каникулы в зарубежных вузах распределены по учебному году более равномерно: обязательными, например, являются недельные каникулы в середине регулярных семестров (эти перерывы используются не только для отдыха, но и для устранения текущих задолженностей). Общий объем каникулярного времени при условии обучения в “три семестра (триместра)” составляет не менее 6-8 недель.
В США летние программы обучения появились еще в XIX веке. А в начале текущего столетия там был отмечен настоящий бум среди студентов, желающих учиться по летней программе. В большинстве случаев работа летом не входит в основной контракт преподавателя данного вуза. Для управления летним семестром создается отдельная административная группа. А группа лекторов состоит не только из штатных педагогов, но и из приглашенных профессоров и специалистов — сотрудников предприятий.
По данным Министерства образования США (2006 год), студенты, которые активно учатся летом, более успешно, в срок, завершают и обучение в вузе. Из тех, кто летом не учился, степень бакалавра за четыре года получали в среднем 56% поступивших, а при учебной нагрузке в летнем семестре не менее четырех кредитов (восьми зачетных единиц) доля окончивших бакалавриат в срок составляла 80%. Среди темнокожих студентов указанные показатели равны 21 и 78% соответственно.
Строго говоря, различают два основных подхода к летнему семестру. Во-первых, это может быть отрезок регулярного учебного времени, обязательный для всех студентов вуза (в таком случае учебный год часто разбивается на триместры, а не на семестры). Во-вторых, это может быть дополнительный (третий трудовой, учебный) семестр, в течение которого студенты получают возможность рассчитаться с долгами (за счет повторного прохождения курсов), изу-чить дополнительные предметы (в том числе в других вузах), пройти практику по специальности в вузе. Для преподавателей летний семестр позволяет получить дополнительный заработок, например, за счет постановки новых (“авторских”) курсов, востребованных студентами и сотрудниками предприятий. Во втором случае “третий семестр” платный даже в государственных вузах. Далее мы не рассматриваем замену “семестрового” обучения на “триместры” в рамках основного учебного плана. Мы обсуждаем лишь возможность нормативного включения “третьего трудового” учебного семестра в рамки лицензированных программ государственных вузов России (в некотором смысле — легализацию проблемы “расширенного” учебного года).
В летнем семестре участвуют не все студенты и не все преподаватели вуза. Речь может идти как об изучении дополнительных к выбранной учебной программе (специальности) курсов, так и о повышении качества обучения в рамках данной учебной программы в смысле прослушивания (повторного?) входящего в учебный план курса или курса, который читается выдающимся ученым (например, другого вуза) на более высоком уровне. Однако это не исключает
изучения студентами факультативных (по выбору) курсов, которые “не умещаются” в сетку учебного плана.
В этот же отрезок времени можно включать и отдельные виды студенческой практики в рамках, например, научно-исследовательских работ вуза (в том числе с использованием уникального оборудования). Так, в Калифорнийском технологическом институте летнего учебного семестра нет (хотя учебный процесс поделен на триместры), но летом большинство студентов участвует в специальной научной работе (практике) на базе университета. Несколько других ведущих исследовательских университетов мира организовали альянс Глобальных летних программ (Global Summer Program, GSP).
Другими словами, летние семестры за рубежом характеризуются следующими отличиями по сравнению с семестрами обычными:
более короткий период обучения,
более интенсивный характер занятий,
ограниченный набор курсов,
возможность обучения в других университетах без ущерба учебному процессу в своем вузе.
Среди отмечаемых недостатков (например, с точки зрения преподавателей) выделяют возрастающую нагрузку на лекторов, необходимость разработки “сверхнормативных” курсов, отсутствие полноценного отдыха, сокращение времени на научную работу и повышение квалификации. Отметим, что часть этих проблем ничтожна, поскольку новые, “продвинутые” курсы профессора разрабатывают не чаще, чем раз в 5 лет.
Преимущества от введения дополнительного учебного семестра в учебный год:
в создании возможностей для более быстрого получения профессиональных навыков и степеней;
в расширении профессиональных компетенций за счет изучения дополнительных предметов;
в обеспечении большей гибкости при планировании студентом своей образовательной траектории;
в возможности сокращения нагрузки в рамках основных семестров и освобождения времени, например, для работы;
в повышении уровня образования за счет возможности кратковременно учиться у выдающихся педагогов.
При всей очевидной полезности летнего учебного семестра для многих студентов (и преподавателей!), желающих максимально эффективно использовать время учебы в вузе для получения фундаментальных и прикладных знаний, в том числе в рамках уникальных учебных курсов выдающихся ученых и педагогов, реализовать его сегодня в России в полной мере невозможно из-за действующего законодательства.
К таким ограничениям, например, относятся:
1) отсутствие законодательной возможности приема в вуз студентов других высших учебных заведений на краткосрочные (летние) учебные программы, засчитываемые в alma mater студента;
2) отсутствие возможности перезачета дополнительных учебных курсов в других вузах, включения их в Приложение к диплому о высшем образовании;
3) существующие ограничения на “максимальный объем учебной нагрузки обучающихся”. Возможно, это относится только к бюджетному обучению;
4) существующие требования по обязательной продолжительности каникул (не менее 7 недель);
5) отсутствие возможности для преподавателей работать (читать дополнительные курсы, зарабатывать педагогическим трудом) в течение летнего отпускного периода.
Можно было бы рассмотреть возможность разрешения вузам строить учебную нагрузку длительностью до 44 недель, например, два семестра по 17 (18) недель и летний семестр продолжительностью 10 (8) недель соответственно. При этом необходимо все зачетные мероприятия и экзамены включать в указанные отрезки времени.
Особую важность в рамках Болонского процесса приобретает появившаяся возможность приглашать известных профессоров для чтения лекций в нашей стране, а студентам —
изучать специальные предметы за рубежом. В большинстве случаев такие курсы преподаются на английском языке. Необходимо законодательно разрешить государственным вузам учитывать курсы на иностранных языках в аттестационных документах.
Мы предлагаем вместо прежнего Приложения к диплому в качестве обязательного аттестационного документа ввести “Портфолио (квалификационный портрет) студента”, в котором будут отражены как оценки по всем изученным предметам, так и тематика сданных им эссе, рефератов, курсовых работ и проектов (что точнее характеризует конкретный набор его умений).
В настоящее время ведется разработка нового За кона об образовании. Хотелось бы, чтобы возможность организации в вузах третьего учебного (трудового) семестра была предусмотрена законодательно.

Виктор БАРИНОВ,
заведующий кафедрой
телекоммуникационных
систем МИЭТ,
д.т.н., профессор

Нет комментариев