После бума. Мода на высшее образование принесла дивиденды.

Каково ваше отношение к высшему образованию? На этот и другие вопросы было предложено ответить пользователям портала Rabota.ru в рамках опроса на тему “Будущее высшего образования”, инициированного Российским экономическим университетом им. Г.В.Плеханова. За две февральские недели его участниками стали порядка 40 тысяч человек. В перечнях вариантов ответов составители также предусмотрели строчку “иная точка зрения”.
Напомним, что тема востребованности высшего образования, с переменной активностью обсуждаемая в последнее время, в очередной раз стала актуальной с лета прошлого года. При посещении Всероссийского детского центра “Смена” вице-премьер Ольга Голодец заявила, что баланс между специалистами, которым не требуется высшего образования, и теми, кому оно необходимо, составляет примерно 65 на 35% и число последних в дальнейшем будет только уменьшаться. Понятно, что речь идет об экономической потребности, но хотелось бы, чтобы при формировании образовательной политики чиновники не забывали учитывать и социальную нужду в образованных гражданах.
Между тем примерно половина участников опроса (около 20 тысяч) согласились с тем, что высшее образование сегодня необходимо. А половина оставшихся выбрала вариант ответа “это общественное благо, которое должно предоставляться государством”. Почти шесть тысяч респондентов не нашли для себя ни одной подходящей версии и предпочли “иную точку зрения”. Возможно, она не так уж и отличается, просто предложенные варианты не вполне корректны, что для этой части опрошенных имеет значение. Почему бы не предположить, что многие наши сограждане на самом деле считают, что высшее образование — это в идеале благо общественное, на крайний случай — широко доступное, и необходимость в нем не должна вызывать сомнений. Ведь эксперты полагают, что от степени образованности общества сегодня зависит уровень образования последующих поколений его граждан, и аналитики предоставляют нам данные, говорящие в пользу этого аргумента. 
Те, кто регулярно следит за результатами международного исследования качества образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), оценивающего и сравнивающего знания школьников из разных стран мира, в конце прошлого года были приятно удивлены: российские четвероклассники заметно улучшили свои показатели по математике и естествознанию и существенно превысили средние по шкале TIMSS. По уровню математической подготовки они обошли юных англичан, финнов и бельгийцев, еще сильнее отстали ровесники из США, Германии, Франции и других развитых государств. По сравнению с итогами предыдущего исследования, которое состоялось в 2011 году, по математике наши дети набрали на 22 балла больше, и теперь Россия, поднявшись с десятого на седьмое место, находится в одной группе с азиатскими странами-лидерами (Сингапур, Гонконг, КНР и др.). По естественным наукам маленькие россияне с пятого места перешли на четвертое, увеличив свой показатель на 15 баллов, так что сегодня наши школьники уступают лишь детям Южной Кореи, Сингапура, а также (совсем немного) японцам. Удивительно не только то, что этот рывок противоречит признанной зависимости уровня образования от показателя ВВП страны, но и то, что поколение десятилетних, растущих после распада СССР, опередило по результатам своих советских сверстников. При этом восьмиклассники, при наличии определенного прогресса, подобного успеха не достигли, оставив нашу страну на шестом (математика) и седьмом (естество­знание) местах рейтинга, куда ее определили аналитики TIMSS еще пять лет назад.
“Итоги исследования подтверждают позитивный эффект внедрения федерального государственного образовательного стандарта начальной школы, сместившего акцент с формирования предметных знаний на развитие у младшего школьника умения эти знания применять, формирование интереса к изучаемым предметам и личностных качеств”, — заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. В то же время в опубликованном недавно отчете о результатах исследования эксперты Федерального института развития образования и Российской академии образования назвали еще несколько наиболее вероятных причин роста качества знаний у сегодняшних младшеклассников и в том числе — уровень образования их мам и пап, один из самых высоких в мире. Согласно приведенным данным, у 53% наших детей диплом университета имеет хотя бы один из родителей (среднее значение во всех исследуемых странах — 38%), причем в 2011 году этот показатель был ниже — 47%. Судя по всему, на его изменение повлиял образовательный бум 1990-х — начала 2000-х годов, когда количество вузов увеличилось почти на треть, а число студентов удвоилось. 
Поколение родителей, формировавшееся на пике моды на высшее образование, вывело Россию на первое место по частоте развивающих занятий взрослых членов семьи с ребенком до его поступления в школу: с 70% детей читали книги, их учили алфавиту и арифметике в игровой форме и т.д. Эксперты утверждают, что такая подготовка оказывает положительное влияние на все дальнейшие образовательные достижения, а нашему обществу эти достижения нужны. Выходит, нет однозначного ответа на вопрос о том, нужно ли высшее образование парикмахеру, пекарю, дворнику или домохозяйке — если не забывать о том, что они еще и родители. 
Татьяна Возовикова
 
  
 

Нет комментариев