Укротители слонов. Ученых подключили к борьбе с монополизмом.

Нарушает ли “Майкрософт” права других производителей антивирусных программ, включая в операционный пакет собственную программу безопасности? Как убедить российское общество в реальной угрозе со стороны картелей? Почему масштаб банков не гарантирует их надежности? Зачем в номенклатуре научных специальностей нужна новая — “Конкурентное право”? Все эти вопросы обсуждали на недавнем заседании Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции. 

Совет был создан немногим более года назад, чтобы представители Федеральной антимонопольной службы могли обмениваться экспертными мнениями с членами академического сообщества, проводить совместные исследования в области антимонопольного регулирования. 
— Мы благодарны Академии наук, что вы уделяете нам такое большое внимание, мы гордимся этим, — сказал, открывая заседание, сопредседатель совета, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он отметил, что в последнее время ФАС старается привлечь внимание к деятельности транснациональных компаний, которые часто приносят в Россию устаревшие, многократно осужденные в мире деловые практики, грубо монополизируя рынок. 
Другой сопредседатель совета академик Андрей Лисицын-Светланов представил доклад “О влиянии компании “Майкрософт” на сферу информационных технологий”. Необходимость такого анализа возникла в связи с показательным событием: по заявлению “Лаборатории Касперского” ФАС возбудила дело против “Майкрософт” в связи со злоупотреблением доминирующим положением. Начиная с операционной системы Windows 10, компания включила в пакет установки собственную антивирусную программу. В итоге значительное число пользователей отказалось от продуктов других участников рынка. По мнению А.Лисицына-Светланова, есть вероятность, что этот сценарий будет неоднократно повторяться и в будущем, но уже с другими программами и компаниями-разработчиками. В подобных случаях свое слово должно говорить государство. 
— Не надо рассматривать регулирование на рынке как ограничение, наоборот, оно направлено на свободу конкуренции, — подчеркнул академик. 
История с “Майкрософт” заострила внимание на еще одной проблеме. С возникновением Интернета и виртуального пространства стало сложно использовать законы, применяемые на конкретных территориях: здесь не действует “право вытянутой руки”, местная власть не всегда может регулировать такие отношения, а наше законодательство не учитывает особенности виртуального мира. Глава ФАС предложил ученым подумать о возможности подготовить новую главу антимонопольного законодательства, которая учитывала бы особенности регулирования виртуальных рынков. 
Отнюдь не виртуальные, а реальные участники экономических отношений — банки. Изменения последних лет постепенно сводят конкуренцию в сфере предоставления банковских услуг на нет. Заведующий сектором финансового и банковского права Института государства и права РАН член-корреспондент РАН Гарегин Тосунян полагает, что в российской банковской сфере уже почти создан прообраз госмонополии и это негативно сказывается на системе в целом и отражается на стоимости банковских продуктов и услуг. 
— Почему масштаб банка становится главным показателем его достоинства? Скоро по полу и росту будем категорировать участников? — с иронией спросил Г.Тосунян.
Он перечислил новации последнего года в банковской сфере. Среди них, например, запрет на размещение фондов капремонта в банках с капиталом менее 20 миллиардов рублей. Отсекли всех, кроме 53 банков. Средства госкомпаний и госкорпораций можно хранить в банках с капиталом не менее 25 миллиардов рублей, а это лишь 47 банков. Повысились требования к капиталу банков, в которых можно размещать фонды социального и медицинского страхования, — с 25 до 250 миллиардов рублей. А таких банков в стране всего семь. Остальные отсечены. Таким образом происходит постепенное вымывание небольших банков с рынка, а вслед за этим — рост цен на банковские продукты. 
— Поле для “зайчиков” сжимается, и их число будет сокращаться. Оставшиеся “слоны” вытопчут и траву, и живность. По этой логике и население страны вскоре может показаться избыточным, — заключил Тосунян. 
Он призвал ФАС заботиться о сохранении конкурентной среды в финансовой сфере. 
Игорь Артемьев поддержал выступавшего: 
— Ни один рынок так не пострадал в последние пять лет, как рынок финансовых услуг. Масштаб действительно не имеет никакого значения, маленькие банки могут быть в десятки раз надежнее больших. Мы готовы быть вашими союзниками и открыто об этом говорим. 
Руководитель ФАС пообещал сделать тему развития финансовых рынков одной из главных в готовящемся докладе о состоянии конкуренции Правительству РФ. 
В центре внимания членов Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции оказалась еще одна значимая проблема, которая поднимается не в первый раз, — общественная опасность картелей. 
— В 2016 году антимонопольными органами возбуждено более 400 дел о нарушении статьи 11 Закона о конкуренции, из них около 80% — связаны с картелями. Выявлено 300 сговоров на торгах, — сообщил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. 
Выявлены картельные сговоры, созданные для разработки сметных индексов для сооружения космодрома Восточный, строительства дорог и больниц, добычи водных биологических ресурсов, поставки медикаментов и медоборудования. Картели проникли даже в сферу гособоронзаказа. Экспертные оценки ущерба от картелей на торгах составляют до 30% от начальной стоимости предмета торгов. В абсолютных цифрах потери, по оценкам ФАС, исчисляются сотнями миллиардов рублей. Несмотря на то что выявления картельного сговора уже достаточно, чтобы привлечь его участников к ответственности, российские суды в последние годы начали требовать доказательств их негативного влияния на рынок в каждом конкретном случае. При том, что антимонопольные органы ежегодно выносят несколько сотен решений по делам о картелях, количество привлеченных к административной ответственности юридических лиц достигает полутора тысяч, количество уголовных дел и приговоров исчисляется лишь единицами.
— Необходимо внести изменения в антимонопольное, административное и уголовное законодательство об ответственности за картели, просить Верховный суд принять специальное постановление по практике правоприменения в этой области, — отметил А.Тенишев. Он также предложил провести исследование по оценке вреда, причиняемого экономике картелями, и разработать методы определения такого вреда. Это, кстати, интересная и важная задача для ученых Российской академии наук. 
Замглавы ФАС Сергей Пузыревский предложил дополнить номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются научные степени, специальностью “Конкурентное право”. Это помогло бы избежать неоправданной фрагментации юридического знания, обеспечить комплексный подход к изу-чению и рассмотрению проблем в этой области. 
Елена МОРГУНОВА
Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев