В Обитаемой зоне

Ученые НАСА, смоделировав атмосферные процессы на планетах, которые находятся в обитаемой зоне звезд — красных карликов, обнаружили утечку кислорода. С подробностями  — NASA News Release.
Поиски внеземной жизни начинаются с изучения обитаемых зон, тех участков вокруг звезд, где могут быть условия, допускающие существование жидкой воды, необходимой для жизни в нашем представлении. Междисциплинарная группа исследователей НАСА опубликовала в начале февраля в The Astrophysical Journal Letters статью о расширении определения обитаемой зоны с учетом различных факторов, которые могут сказаться на атмосфере экзопланеты. “Если мы хотим обнаружить экзопланету, на которой может зародиться и поддерживаться жизнь, мы должны выяснить, какие звезды будут лучшими родительскими звездами”, — цитирует НАСА ведущего автора публикации, специалиста по физике Солнца Владимира Айрапетяна (Vladimir Airapetian) из Центра космических полетов Годдарда в Гринбелте, штат Мэриленд (NASA’s Goddard Space Flight Center in Greenbelt, Maryland). При определении обитаемой зоны звезды астрофизики обычно учитывают количество тепла и света, излучаемого ею. Светила более массивные, чем наше Солнце, производят больше и тепла, и света, а потому их обитаемая зона должна быть дальше, у небольших и более холодных звезд обитаемые зоны расположены ближе. Но наряду с теплом и видимым светом звезды испускают рентгеновское и ультрафиолетовое излучения, на них происходят вспышки и выбросы вещества из звездной короны — все это и составляет космическую погоду. Айрапетян с соавторами предложили моделировать обитаемые зоны с учетом ее влияния.
Поиски обитаемых планет сейчас сосредоточены вокруг красных карликов, потому что это самые холодные, небольшие и многочисленные звезды во Вселенной, то есть многообещающие в плане обнаружения малых землеподобных планет. Но и на красных карликах бывают мощные выбросы звездного вещества. К тому же это молодые звезды, где вспышки случаются гораздо чаще, чем на Солнце. А потому для того, чтобы оценить вероятность обитаемости планет вокруг них, ученым нужно понять, каков баланс различных эффектов. Одним из следствий звездных вспышек может быть эрозия атмосфер планет в обитаемой зоне, при которой высокоэнергичные частицы утаскивают такие атмосферные молекулы, как водород и кислород — составные части молекулы воды, в космическое пространство. Основываясь на аналогичном процессе в атмосфере Земли и смасштабировав его для красного карлика, авторы подсчитали, какой будет утечка ионов кислорода, например, из атмосферы открытой недавно Проксимы b, что вращается вокруг звезды Проксима Центавра — ближайшего к нам светила после Солнца. Получилось, что кислород покидает эту атмосферу стремительно, что делает обитаемость Проксимы b маловероятной.

Изображение с сайта  https://nasa.gov