Индеец — тоже сибиряк?

Недавнее генетическое исследование указало на алтайское происхождение коренного населения Америки. Об этом сообщает издание National Geographic News.
Новый анализ ДНК этнических групп, живущих в Алтайских горах, обнаружил уникальную генетическую мутацию, которая встречается у современных индейцев на севере Америки. Возможная связь между жителями Сибири и аборигенным населением Америки — это вопрос вековой давности, впервые поднятый европейскими исследователями Нового Света, которые бывали в Азии и заметили физическое сходство между двумя популяциями. Новые генетические данные “позволяют более точно идентифицировать основополагающие типы сибирских линий, присутствующих в Северной Америке”, цитирует руководителя исследования Теодора Шурра (Theodore Schurr) из Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) National Geographic News. C 1991 по 2003 год Шурр с коллегами, среди которых была Людмила Осипова из Института цитологии и генетики СО РАН, ездили по этническим деревням Алтайского края, собирая образцы для генетического анализа. В сравнительном анализе ДНК 500 алтайцев и 2500 индейцев США, Канады и Мексики ученые сконцентрировались на митохондриальной ДНК, которая передается по материнской линии, и Y-хромосоме, наследуемой от отцов. Мутации, со временем накапливающиеся в этих частях генома, позволяют ученым установить время разделения популяций и их миграций на новые места.
У алтайцев в одной из отцовских линий была обнаружена мутация, которая возникла около 18 тысяч лет назад, и этот же генетический маркер нашли у современных коренных американцев. Это открытие согласуется с данными более ранних исследований, в том числе того же Шурра, выявивших общую для двух популяций мутацию в митохондриальной ДНК. Она возникла тогда же, когда и мутация по Y-хромосоме, о которой сейчас идет речь, и это время соответствует данным других генетических исследований, в частности, показавших, что первые алтайские популяции начали перемещаться в сторону Северной Америки около 15 тысяч лет назад и достигли этого континента, скорее всего, благодаря существовавшему тогда Берингову перешейку. Статья о новоявленной мутации опубликована в American Journal of Human Genetics, и это наиболее полный на сегодняшний день генетический портрет этнических алтайцев.
О генетической общности аборигенов Америки, америндов, с центрально-азиатскими популяциями еще в начале 2000-х сообщала международная группа генетиков c участием того же Шурра, а также члена-корреспондента РАН Ильи Захарова-Гезехуса.